История
География
Имя
Первые упоминания
Предположения
Археология
Древние племена
Поселения и опустошение
Загадка истории
Границы
Факторы роста
Дата основания
Первый документ
Второе упоминание
Таможня
Торговля
Землевладение
Владельцы села Кимры
Окрестные дворяне
Кимрское ополчение, 1812 г.
Первое описание
Кимрские окрестности
Промыслы и торговля
Крестьянство
Здравоохранение и образование
Промышленность
Свидетельства очевидца
Будни
Конец XIX века
Село или город?
Железная дорога
Революционные подвижки
Последствия революции
Гражданская война
Послереволюционный период
Савелово
ВОВ. Кимры
Послевоенное производство
Знаменитые земляки
Варварство
Храмы
Что мы имеем
Архитектура
Народное образование
Культура
Театр
Музей
Местные таланты
Упоминания
Здравоохранение
Руководство
Экономика
Сравнение

Кимрский край


Покровительница Кимр
Путь театра
Пожарное дело в Кимрах
Никольский храм в Каюрово
Время и судьбы
Медицинское училище
Бессмертие
Набережная Фадеева
Загадки природы


Краткая архитектурная характеристика города

После пожара 1859 года село быстро восстановилось, причем, застройка велась не хаотично, а по регулярному плану. Все улицы села имели выходы к Волге и Кимрке, четкую геометрическую структуру кварталов. Историческая часть города сформировалась в середине XVIII века и сохранилась до наших дней.

Проводимые столетиями ярмарки собирали купцов из десятков сел и городов, по Волге приплывали гости из краев далеких — это определило площадь у Покровского собора как центральную площадь села. На плане города можно видеть, что основными путями к площади были идущие к Волге улицы Ильинская (Урицкого) и Лобачевская (Ленина), а также пересекающие их улицы Крестьянская (Орджоникидзе) и Большая (Володарского).

Как уже упоминалось ранее, торговая площадь на протяжении столетий постепенно застраивалась. Вначале это были хоромы боярина Салтыкова с Троицкой церковью. Затем — Гостиный двор графа Воронцова с каменными лавками, Покровский собор и новая Троицкая церковь. Вся эта застройка по большому периметру окаймляла торговую площадь.

Размах торговли диктовал необходимость появления ещё нескольких торговых площадей, и они появились, как бы продолжая основную, а иногда вырываясь из тесноты на кимрские улицы — Ильинскую, например. Это не могло не отложить своего отпечатка на сегодняшний облик города.

Вот что пишет об этом главный архитектор города В.Н. Хлебородова:

«Именно в Кимрах чувствуешь весь ужас разрушения одухотворенной красоты, созданной нашими предками в расчёте на века. С гибелью храмов город утратил многое, но не всё. В Кимрах сохранился колорит старого торгового села, каждое крылечко и башенка над ним, каждое окошечко с резным наличником — дышат историей. Получив статус города, село не рассталось со своим прошлым, оно проникало в городской образ жизни, входило в виде залихватски выстроенного «Теремка» на бывшей улице Конной (ныне Кирова), в уюте и теплоте, в своеобразии архитектуры города».

Нет, наверное, ни одного человека, который равнодушно проходит мимо остатков бывшего здания Гостиного двора. Он возник в 1914 году, построенный местным купечеством на месте старого Воронцовского. Это строение красного кирпича в псевдорусском стиле стало символом процветания торговли и предпринимательства.

По воспоминаниям, внутренний дворик Гостиного двора должен был, согласно проекту, перекрываться световым сводом. Но планам не суждено было сбыться — помешали война и революция. Сейчас Гостиный двор находится в ужасном состоянии, здание разорено полностью и частично уничтожено пожаром. При всём этом Гостиный двор находится на балансе Тверского комитета по охране историко-культурного наследия. Судьба этого творения комитет явно не интересует, а у города нет средств на его восстановление.

Всего же в городе 119 памятников архитектуры. Из них 98 — на местной охране, а церковь Вознесения — на республиканской. Вся историческая застройка находится под охраной и установлена зона регулирования застройки.

Лицо города, его узнаваемость — безусловно, в его исторической части. Кимрская деревянная и каменная архитектура удивительно своеобразна. Чтобы оценить эти достоинства, вновь обратимся к профессионалу, главному архитектору города.

«Поражает воображение рукотворное чудо деревянного дома с крупными деталями, круглым окном и шатровым завершением и примыкающей беседкой — всеми приметами модерна. Дом этот был построен состоятельным купцом И.В. Рыбкиным (наб. Фадеева, 10). И таких произведений в городе множество. Их объединяет рука неизвестного мастера, настоящего архитектора в стиле модерн. Выразительный силуэт здания достигается за счет шатровых завершений или четвериков с башнями над входом, растительным орнаментом». К сожалению, экономические рамки книги не позволяют сопроводить текст должным объемом видеоряда. Но, пока ещё не поздно, походите по старым улицам города, и вы увидите эту красоту.

«Свое понимание красоты и величия родного города в глазах кимряков ярко проявилось в застройке Заречья, в жилых домах. выросших во времена НЭПа, за 1924-26 годы, по улице Орджоникидзе и Московской...

В силуэтах и декоре домов появляются элементы псевдорусской архитектуры, модерна, имеет место и смешение стилей. Но приемы очень узнаваемы, очень кимрские — акцентируется вход в дом высоким крылом с двухсторонними лавочками, а над крыльцом возвышаются четырёхгранные шатры или бочки, встречаются украшения в виде мезонина в три окна с балконом и навесом в виде широкой арки...

Основой архитектурной композиции Гостиного Двора являлась центральная входная арка и завершение третьего этажа в форме старинной «палатки», крытой листовым железом, окрашенным в «шашечку». Шашечный узор чердаков и башенок вносил праздничность в общую композицию зданий. Здания с использованием такого архитектурного приема можно видеть и сегодня по улице Ильинской...

В центре города в застройке единого архитектурного ансамбля не просматривается. Видимо, архитектурный стиль определялся прихотью заказчика и возможностью его капитала. Бесспорно — они смотрятся, они полны рукотворной фантазии. Недаром в начале века стиль модерн называли стилем купеческих особняков. Стоит задуматься о судьбе старых купеческих домов города. Увы, все они ветшают, и через два-три десятилетия время сотрет не только формы и краски, но и воспоминания о них. На реставрацию нет ни средств, ни стимула. А может, именно архитектура города стала бы приносить доход?

Отреставрировав особнячки, пустив в них коммунальные блага, благоустроив дороги, можно было бы создать туристский комплекс, и самое главное — сохранить для наших детей волшебные домики».

С этим пожеланием Валентины Николаевны Хлебородовой нельзя не согласиться.

С развитием городских предприятий началась и массовая многоэтажная застройка. По соседству с заводами выросли безликие типовые дома, ничем не отличимые от других таких же во многих городах... Застройка велась согласно генеральным планам 1963-го и 85-го годов, проектам детальных планировок центра, правобережья и жилого района поселка Южный. Первый проект планировки центра уничтожил всю историческую ткань города и по живому вырезал старый город под новую застройку. Так возникло чудовищное соседство пятиэтажек и особнячков в центре города по улицам Кирова, Урицкого, в Заречье. С изменением градостроительной политики появилась возможность откорректировать генплан и разработать новый проект планировки центра. Учесть ошибки и определить перспективные зоны застройки вне исторической части Кимр. Центр развивается по сложившемуся истори­чески пути — вдоль основных магистралей улиц Ильинская и Володарского — и реконструируется по индивидуальным проектам, с учетом архитектурных особенностей старого города, не нарушая масштаба кварталов.

Возрождение центра происходит и планируется путем реконструкции и замены материала стен пришедших в ветхость зданий, но этажность, не превышающая трёх этажей, при этом сохраняется. Сохраняется и стилевая самобытность архитектуры. Наиболее удачными из новостроек в центре города являются два административных здания по улицам Кирова и Урицкого, гармонично соседствующие с окружением, построенные по индивидуальным проектам. Новые микрорайоны правобережья, северной окраины города и поселка Южный развивались на свободных землях, не искажая исторической застройки центра. Правобережный или Савеловский район обойден стариной, но имеет великолепную набережную. Очень теплую ауру в Савелове создают жилые дома и Дворец культуры «40 лет Октября», которые являются плодом так называемой «сталинской» архитектуры 50-х годов нынешнего столетия. Эти здания со временем станут архитектурными памятниками, а уже сегодня стали историческими.

Жилой район Южного поселка начал создаваться в 50—60-е годы, в окружении соснового бора. Застроен типовыми 4-5-этажными домами, но одновременно там же есть и впечатляющие здания, построенные по индивидуальным проектам: пристройка к школе искусств, торговый центр, выставочный зал.

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - Город-Кимры.ru