История
География
Имя
Первые упоминания
Предположения
Археология
Древние племена
Поселения и опустошение
Загадка истории
Границы
Факторы роста
Дата основания
Первый документ
Второе упоминание
Таможня
Торговля
Землевладение
Владельцы села Кимры
Окрестные дворяне
Кимрское ополчение, 1812 г.
Первое описание
Кимрские окрестности
Промыслы и торговля
Крестьянство
Здравоохранение и образование
Промышленность
Свидетельства очевидца
Будни
Конец XIX века
Село или город?
Железная дорога
Революционные подвижки
Последствия революции
Гражданская война
Послереволюционный период
Савелово
ВОВ. Кимры
Послевоенное производство
Знаменитые земляки
Варварство
Храмы
Что мы имеем
Архитектура
Народное образование
Культура
Театр
Музей
Местные таланты
Упоминания
Здравоохранение
Руководство
Экономика
Сравнение

Кимрский край


Покровительница Кимр
Путь театра
Пожарное дело в Кимрах
Никольский храм в Каюрово
Время и судьбы
Медицинское училище
Бессмертие
Набережная Фадеева
Загадки природы


Как это было. Свидетельства очевидца

Общие сведения о развитии села Кимры, конечно же, интересны, но не менее интересно узнать подробности жизни его населения. Причем — разного достатка... Такая возможность нам предо­ставлена, благодаря заметкам, которые оставил для потомков местный священник Николай Лебедев.

Итак, Кимры. Середина XIX века.

«Село имеет в длину не менее двух верст и поперек — не менее версты. При всем том, строения, находящиеся на столь длинных улицах, с каждого конца улицы представляются как бы на блюдце... Всего улиц в длину села пять и девять поперек села, все они широкие и прямые. Набережная улица почти на всем протяжении своем усажена лиственными деревьями.

Троицкая улица

Строение в селе расположено правильно... Строение теперь преимущественно высокое и обширное, крытое или тесом под гвоздь или железом. Есть немало и каменных домов, даже очень хороших. Все это дает селу Кимре, особенно в сухую погоду, вид чистенького, не очень большого, но красивенького города. Да по справедливости нужно сказать, что есть и уездные города, которые гораздо обширнее, но лучше и богаче будет село Кимра. И потому это село стало быть, если не городом то по крайней мере посадом с нравами городскими.

Жаль только, что в этом красивеньком селе не сделано по сторонам улиц надлежащих канав.

Набережная (бульвар) Волги

Строение села Кимры можно разделить на три разряда: дома богатых людей, дома среднего класса деревянные как по внешности, так и по внутренности не уступают городским купеческим домам. По наружности они обширны, высоки, если деревянные, то в лучшем виде обиты клееным тесом, окрашены масляною краскою и преимущественно железом, а на каменных домах вообще железные и без сомнения крашеные.

Большая улица (ныне ул. Володарского)

 Внутри все подобные дома оштукатурены, а стены или окрашены каким-либо цветом, или обтянуты обоями. Полы и двери везде клеевые, крашеные. Комнат в таких домах бывает много и под разными названиями. Мебель в богатых домах тоже подобна городской... коро­че сказать — все принадлежности городского быта и вкуса. г, Дома среднего класса, которых здесь очень много, уступают, конечно, во всех отношениях домам богатых людей, но, впрочем и эти дома хороши, даже очень, очень приличны были бы для любого уездного города. Они преимущественно двухэтажные. Комнат в них меньше и сами комнаты потеснее... Нижний этаж в этих домах делится преимущественно на две половины, из которых одна предназначена для склада сапог и вообще кожевенного товара — если хозяин дома за­нимается сбытом сапог, или для мелочной лавки, если хозяин торгует, а в другой половине живут во время зимы сами хозяева.

Ильинская улица (ныне ул. Урицкого)

Строение людей нижнего класса тоже, что и крестьянские избы. С той лишь разницей, что они ведутся почище, чем в деревнях.

...роскошь имеет в Кимрах опять три степени. Люди богатые ведут жизнь очень и очень роскошную. Чаи пьют лучших сортов, по несколько раз в день. Держат годовую пропорцию лучших виноградных вин, получаемых преимущественно из Петербурга, никогда не бывают без белого хлеба лучшего достоинства. Стол богатых людей в обыкновенные дни состоит из четырех-пяти блюд. Особенно пышно справляются в Кимре свадебные обеды... на них бывает не менее... шестнадцать или двадцать перемен отлично приготовленных.

Люди среднего класса ведут жизнь менее роскошную, но впрочем, если сли­чить жизнь с жизнью обыкновенных кре­стьян, то она окажется еще очень роскошною.

В средних домах села Кимры чай употребляется не дешевле двух рублей серебром, тоже несколько раз в день. Вместо виноградных вин (которых неподдельных купить в Кимре нельзя иначе, как за самую высокую цену...), у людей среднего класса употребляются при всех случаях наливки хлебного вина лучших сортов.

Люди нижнего класса ведут жизнь еще более умеренную, отличающуюся от обыкновенной крестьянской тем только, что и здесь употребляется в пищу или говядина или рыба... , чай пьют они тоже каждый день, по низшей цене...

Вообще нужно сказать, что жители села Кимры низшего класса в отношении пищи ведут себя соразмерно доходам, следуя благоразумной русской пословице: «По одежке протягивай ножки».

Вы, наверное, обратили внимание на то, что о достатке в то время могли судить по тому, сколько раз в день и какой стоимости люди могли позволить себе чаепитие.

Впрочем, продолжим свидетельства очевидца:

«Люди, имеющие хорошее состояние, одеваются в селе Кимре ничем не хуже городских купцов. В зимнее время здесь вы встретите мужчин, одетых в очень хорошие суконные шубы — енотовые, хорьковые и лисьи. А шубы на волчьих мехах составляют у них будничную верхнюю одежду. На женщинах в тоже время увидите очень хорошие атласные салопы на лисьих мехах с дорогими воротниками.

Нижняя одежда у мужчин во всякое время года — сюртуки из лучшего сукна... Покрой всего вообще платья здесь так называемый немецкий. Рубашки ситцевые, у молодых бывают при том рукавчики и манишки с воротничками английского полотна, накрахмаленные. На голове мужчины носят фуражки во всякое время года и каждый имеет у себя часы с серебряною, вызолоченною, или даже — с золотою цепочкою.

Женщины-богачки — все вообще ходят в платьях, праздничные платья у них бывают шелковые и шерстяные... На головах женщины носят шелковые одноцветные повязки, а молодые — шляпки, чепцы и наколки. Девицы — исключительно шляпки.

Одежда среднего класса почти такая же, разница состоит только в меньшей ценности материи.

Молодые люди низшего класса одеваются почти также, как и люди высшего, или по крайней мере — среднего, тогда как средства их далеко не одинаковы. Короче сказать: не зная лично человека, при встрече с ним на улице, легко ошибиться в его состоянии, а при раз­говоре люди этого класса бывают еще бойчее первых двух классов, и особенно те, которые живали в столицах.

...хороший оборот торговли и промышленности доставляющий жителям села Кимры значительные средства внушил им высокое понятие о себе и своем селе. Слово кимряк, или кимряки — также приятно для жителей села Кимры как для ремесленника — выдавать себя за московского или петербургского мастера. Сделал их настойчивыми. Случалось, что захотевшие сделать по-своему, кимряки не щадили и не щадят ни времени, ни трудов, ни состояния. Предмет, из-за которого они хлопочут не стоит иногда и десятой части тех расходов, какие на него тратятся, однако же они не ос­тавляют дело до последней возможности...»

Конечно, было бы совершенно неправильно судить по приведённому выше описанию о жизни всех жителей села того времени. Это ведь чисто субъективный взгляд одного человека...

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - Город-Кимры.ru