Есть хорошие новости для субъектов Федерации, где развивается круизный туризм. Министерство транспорта объявило, что завершает работу над постановлением правительства о введении понятия "региональные внутренние водные пути" и порядке их формирования.
Константин Анисимов, генеральный директор Московского речного пароходства:
— Советский Союз в свое время был пионером развития именно речного круизного флота, хотя это туристическое судоходство часто велось под маркой транспортной линии. Нам досталось большое наследство. На 1990 год было порядка 170 судов, сегодня осталось в районе 95, и флот стремительно стареет. Я уже не раз выступал с подобными презентациями и говорил о проблеме, но динамика остается такой же: порядка 45 судов имеют возраст от 30 до 40 лет (это новое поколение, в основном, четырехпалубных судов) и еще около 50 судов старше 60 лет. Многие из них прошли модернизацию, но, на наш взгляд, они в ближайшие 10-20 лет будут уходить с рынка, потому что у модернизации тоже есть определенный предел.
На сегодняшний день модернизировать, считает он, имеет смысл лишь суда новых серий. Причем половина из этих судов уже и так прошла обновление, сблизившись по качеству с европейскими собратьями. А замещать выбывающий старый флот более чем полувековой давности придется именно за счет строительства новых лайнеров.
Еще одна проблема, мешающая развитию круизов, это постоянный рост себестоимости. В качестве доказательства в ход пошли конкретные цифры.
— Почти 30% себестоимости — это топливо; 23% — это продукты; 12% — это экскурсии и осмотр достопримечательностей. К сожалению, только за последний год, как посчитали наши экономисты, на 18% выросла стоимость топлива, на 12% — продукты и примерно на 14% выросли цены за аренду экскурсионных автобусов и за вход в музеи. Этот рост постоянен. За 10 лет — втрое. Настолько поднять цены ни на европейском, ни на российском ранке мы не можем, поэтому сужаются возможности получения дополнительных денег для вложения в развитие бизнеса, в строительство новых теплоходов. Судоходные компании попадают в определенные тиски. И каких-то изменений к лучшему мы не видим, — констатировал гендиректор Московского речного пароходства. — Буквально вчера опять объявлено, что вводится новая акциза на топливо. Это приведет к подорожанию топлива, и тренд будет продолжаться.
Но не все так печально на круизном рынке. Прозвучала в докладе и порция позитива относительно благоустройства береговой инфраструктуры. Особенно много комплиментов было сказано в адрес Ярославской области, которая позаботилась о приличных стоянках в Угличе, Мышкине, Тутаеве и других городах, включая и сам Ярославль. Похвалу заслужил и Татарстан, где за последние два года открылись две новые стоянки — Болгар и Свияжск, куда с огромным интересом едут наши российские туристы и уже начинают заходы лайнеры с иностранцами. На хорошем счету традиционно и Ленинградская область. Там, кстати, в ближайшее время, возможно, уже в этом году, откроется причал в Старой Ладоге, куда будет сделан подходной канал. Если все будет благополучно, Московское речное пароходство включит эту точку в свои круизные маршруты.
Правда, есть и отрицательные примеры. Среди таких названа Тверская область.
— Не раз форумы о речных круизах проходили в Тверской области, меняющиеся губернаторы обещали, что они введут новые причалы, новые стоянки и так далее. Но причал в Кимрах все так же разрушен, и инфраструктура Твери не улучшается. Буквально посреди лета там рухнула крыша, — отметил Константин Анисимов.
P.S. Город-Кимры.ru: Напомним, что очередной губернатор на Национальном туристском форуме «Реки России», который проходил в Конаковском районе 23-24 июня 2017, пообещал восстановить кимрский причал и Речной вокзал в Твери в 2018 году. За это время у Речного вокзала рухнула крыша, а сейчас там планируется попытаться частично воссоздать комплекс зданий, расположенных на стрелке Тверцы и Волги.