«Если хочешь знать историю, всегда лучше обращаться к первоисточникам», - советовал знаменитый издатель «Русского архива», археограф, историк П.И. Бартенев. Один из таких первоисточников - «Летопись событий села Кимры Тверской губернии». Составил ее Алексей Степанович Столяров, коренной кимряк из рода знаменитых производителей сапожного товара – Столяровых.
Получив университетское образование, Алексей Степанович поступил на службу в Российское транспортное и страховое общество и со временем стал его представителем в Кимрах. Параллельно со службой создал свое дело «Общая польза». А для души, как сказали бы мы сегодня, с увлечением постигал историю родных мест, внимательно следил за современной жизнью села и рассказывал о ней на страницах столичной и губернской прессы под псевдонимами «Старый знакомый», «Волгарь», «Пришлый» и другими. Например, благодаря Столярову читатели «Московского листка» узнали о создании и открытии в Кимрах в 1896 году общественной библиотеки-читальни.
Но много ли можно сказать в газетной заметке? Материал же накапливался, ему требовался выход. И вот рождается замечательная книжка «Село Кимры и его обитатели», следом за ней емкие, живописные зарисовки «В царстве обуви», любопытные очерки о заводе О.В. Потапенко, что в Абрамове, о своеобразном в среде сапожников обычае продавать глаза, о железнодорожной станции Савелово, о кимрском купце, отъезжающем в Москву. Читая их сегодня, мы открываем для себя нечаянно затерявшуюся во времени свою, кимрскую, сущность, высокое понятие кимряков о своем селе и его обитателях: «Слово кимряк, - справедливо подметил Алексей Степанович, – дорого для уха кимряка, как москвич для москвича, петербуржец для петербуржца или одессит для одессита. Кимряк чувствует за собою известную заслугу, связанную с его обширным производством, и гордится именем кимряка».
В процессе обретения нами своей истории «Летопись событий села Кимры Тверской губернии» представляет необычайный интерес как документ времени, написанный очевидцем, что называется по горячим следам, и без примеси какой-либо интерпретации событий. Он «спокойно зрит на правых и виновных, добру и злу внимая равнодушно» и предоставляет возможность нам, сегодняшним, узнавать и самим оценивать дела минувших дней, сравнивать, размышлять. Например, какие вопросы рассматривало местное самоуправление, какие приговоры выносил сельский сход, хотя бы в отношении полицейской стражи, винной торговли, обустройства общественных мест, опеки. На каких условиях строились арендные отношения.
Не лишены любопытства происшествия, которые случались в селе. Наверное, многие обратили внимание на октябрьские события 1905 года, имевшие место в Кимрах, и действия сельского схода по охране спокойствия общества и восстановления порядка и тишины, когда была быстро образована особая охранная дружина. Верноподданнические чувства крестьян села Кимры передала телеграмма, адресованная государю. Это, кстати, яркая деталь в портрете кимряков. Еще в начале 60-х годов девятнадцатого века священник Н.Г. Лебедев писал: «они (кимряки) всегда любят выразить свое усердие и преданность Монархам…» Равно как и набожность, усердие к храмам, исполнение обрядов христианского благочестия. В «Летописи» мы читаем, как встречали кимряки Иерусалимскую Икону Божьей Матери из Белгородка, которую ежегодно приносили в село к традиционному Крестному ходу. И это не единственный пример благоговейного и почтительного отношения обитателей села к святым иконам.
Издревле жители Кимр установили принимать в день святого Георгия, 23 апреля (ст. ст.), икону Рождества Пресвятой Богородицы из Абрамовской церкви. В этот день многие из жителей приходили за святой иконою в Абрамово еще к Божественной Литургии. Другие для встречи ее выстраивались вдоль дороги, третьи – при входе в Кимры. Всякий старался хоть сколько-нибудь понести икону Заступницы Небесной. После вечернего богослужения икона в сопровождении Крестного хода из Покровского собора при многочисленном стечении народа была провожаема до конца села. Многие кимряки сопровождали икону до самого Абрамовского храма. В наши дни сотни кимряков встречают святые иконы, прибывающие в город вместе с Волжским Крестным ходом.
Читая «Летопись», мы сталкиваемся с множеством людей, которые оставили заметный след в деловой, общественной, культурной жизни Кимр. Так, 16 апреля сход кимрского сельского общества выразил соболезнование Софье Ивановне Собцовой по случаю кончины ее мужа Николая Ивановича Собцова. А также выразил благодарность и признательность Клавдии Алексеевне Зубовой за пожертвование средств на ремонт женского министерского училища. Обе эти фамилии объединяет широкая попечительская деятельность на ниве народного образования.
В 1894 году на пересечении улиц Тупицкой и Безымянной (ныне К.Либкнехта и Луначарского) потомственная почетная гражданка Клавдия Алексеевна Зубова строит на свои средства и в память своей матери Е.В. Полежаевой, урожденной Малюгиной, новое каменное здание для женского училища. Так что долгие годы училище звали то Зубовским, то Полежаевским.
И Полежаевы, и Малюгины были широко известны своей благотворительной деятельностью. Так, купцами Полежаевыми в Калязине было построено здание механико-технического училища, которое сегодня мы знаем как Калязинский машиностроительный техникум и с которым связаны годы ученичества многих и многих кимряков. Не так давно техникум отмечал свой юбилей.
Ну а наше, Зубовское, было по тем временам самое большое и теплое школьное здание в Кимрах. Классные комнаты были просторными и светлыми. В 1900 году из системы земских учреждений женское училище переходит в ведение Министерства народного просвещения. Почетным блюстителем училища, сообщает нам все тот же А.С.Столяров, был Николай Иванович Собцов, и двери его дома были всегда открыты для учительского персонала. После его смерти сельский сход попечительницей училища избрал Софью Ивановну, супругу почившего.
Семейную традицию продолжила и дочь Собцовых – Анна Николаевна. Она возглавила открывшуюся в 1909 частную женскую гимназию (тогда еще прогимназию) и преподавала в ней. Гимназия расположилась в доме В.И. Шокина, который сохранился до наших дней (филиал средней школы № 13), чего не скажешь о министерском женском (Зубовском) училище. Одно время, уже в советские годы, в здании находилась начальная школа, потом колодочный склад обувной фабрики, ну а с перестройкой, попав в частные предпринимательские руки, попросту разрушено.
«Летопись событий села Кимры Тверской губернии» охватывает последние месяцы 1905 года и практически первую половину 1906-го. Первая ее часть была издана тоненькой книжечкой, всего в несколько листиков, А.С. Столяровым в 1906 году. Вторая, в рукописи, хранится в Кимрском краеведческом музее.
Закончить же эти заметки «по поводу» хочется опять же словами П.И. Бартенева: «Мы слишком богаты общими выводами и теоретическими разглагольствованиями, в исторических сочинениях наших нам нужно больше фактических рассказов, которые, конечно, тем ценнее, чем осмысленнее». И тогда прошедшее будет не только любопытно, но и поучительно.
Галина Крюкова