История
География
Имя
Первые упоминания
Предположения
Археология
Древние племена
Поселения и опустошение
Загадка истории
Границы
Факторы роста
Дата основания
Первый документ
Второе упоминание
Таможня
Торговля
Землевладение
Владельцы села Кимры
Окрестные дворяне
Кимрское ополчение, 1812 г.
Первое описание
Кимрские окрестности
Промыслы и торговля
Крестьянство
Здравоохранение и образование
Промышленность
Свидетельства очевидца
Будни
Конец XIX века
Село или город?
Железная дорога
Революционные подвижки
Последствия революции
Гражданская война
Послереволюционный период
Савелово
ВОВ. Кимры
Послевоенное производство
Знаменитые земляки
Варварство
Храмы
Что мы имеем
Архитектура
Народное образование
Культура
Театр
Музей
Местные таланты
Упоминания
Здравоохранение
Руководство
Экономика
Сравнение

Кимрский край


Покровительница Кимр
Путь театра
Пожарное дело в Кимрах
Никольский храм в Каюрово
Время и судьбы
Медицинское училище
Бессмертие
Набережная Фадеева
Загадки природы


Покровительница Кимр

6 мая 1901 года в день рождения государя императора Николая Александровича в селе Кимры свершилось историческое событие — прибытие со Святой горы Афон иконы Иверской Божией Матери. Святая икона была передана в дар кимрскому Покровскому собору настоя­телем Свято-Афонского Андреевского скита архимандритом Иосифом с братией.

Несколько слов о месте, откуда Святая икона попала в Кимры. Свя­тая гора Афон (узкий гористый полуостров в Греции на берегу Эгейско­го моря) издавна считалась одним из самых святых мест православного мира. На Святой горе Афон среди храмов многих государств на шел себе приют и русский Андреевский общежительский скит. Строгость в по­вседневной жизни, воздержание, подвижничество, молитвы, работа, бдения — вот отличительные особен­ности жизни на Афоне. Отметим кста­ти, что среди иноков Андреевского скита числился Августин, в миру А. И. Мошкин, выходец из села Кимры.

Святую Святая икона Иверской Божией Материикону Иверской Божи­ей Матери перед отправкой из Моск­вы в село Кимры благословил митро­полит Московский Владимир. Прибы­ла святыня на станцию Савелово в три часа дня в специальном купе — ваго­не первого класса. В Кимрах еще за­долго до прибытия поезда собралось огромное число людей. За час до при­хода поезда на станцию раздался бла­говест с колокольни Покровского со­бора. По прибытии Святой иконы тут же, на станции, состоялся молебен, после чего торжественная процессия отправилась в село Кимры. Весь берегреки Волги был усеян людьми. Под праздничный перезвон колоко­лов всех кимрских церквей крестный ход отправился к Покровскому собору.

Внутри храма для святыни был подготовлен специальный помост. Сама икона была украшена гирляндами из цветов, поверх же иконы, также из цветов, была сооружена большая корона. В шесть часов вече­ра при полном пасхальном освещении и при огромном стечении прихо­жан (обширный храм не смог вместить всех верующих, многие из них находились вне его стен) состоялось всенощное бдение при прекрас­ном пении специально выписанного по этому случаю церковного хора московского Чудовского монастыря. Во время молебствия иереем собо­ра И. Никольским было прочитано сказание об иконе Иверской Божией Матери. После полиелея был прочитан акафист Божией Матери. Во все это время верующие держали в руках горящие свечи из красного воска. Присутствующие на торжестве долго прикладывались к Святой иконе, священнослужители помазывали их освященным елеем. Богослужение затянулось до поздней ночи.

Вот как отмечено в одном из литературных источников, посвящен­ных этому событию: "Такие минуты высокого религиозного молитвен­ного подъема огромной массы народа редко приходилось наблюдать не только в селах, но и в больших городах".

На другой день (7 мая 1901 г.) празднования в честь Святой иконы продолжались. Была совершена Божественная литургия в соборе при одновременном пении двух хоров: чудовского и местного. В конце ли­тургии настоятелем собора протоиереем М. Комаровым произнесено было поучение, в котором отмечалось, что жители Кимр в принесении Святой иконы Иверской Божией Матери должны усматривать особую милость Царицы Небесной. После окончания Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг собора. Тысячи верующих спешили по­клониться святыне. В скором времени усердием благочестивых кимрян Святая икона была украшена серебряной позлащенной ризой с жемчу­гом и ценными камнями, помещена в величественный киот с двенадца­тью неугасимыми лампадами. По желанию прихожан соборным духо­венством в воскресные дни совершались молебствия с акафистом и по­миновением о здравии всех добровольных жертвователей перед Свя­той иконой.

С памятного дня прибытия в Кимры Святой иконы образ Влады­чицы Мира стал служить охраной и опорой верующим кимрянам во всех их житейских бедах и несчастьях.

Много событий, в том числе и трагических, пронеслось со време­ни прибытия в Кимры Святой иконы и до настоящего времени. Давно стали достоянием прошлого первая мировая война, революции 1917 года, изменившие государственный строй в России, гражданская война... С установлением советской власти для церкви настали, мягко говоря, труд­ные времена. Храмы закрывались, некоторые из них разрушались, слу­жители церкви подвергались гонениям, многие из них преждевременно закончили свою жизнь в тюрьмах и лагерях.

В 1925 году состоялось одно из последних празднеств в Покровс­ком соборе — торжества по случаю его столетнего юбилея. В Кимры прибыл тверской владыка Серафим; прошли торжественные богослу­жения, вокруг собора под колокольный звон с хоругвями и иконами про­шествовал крестный ход. Через 5 лет был закрыт Покровский храм (лет­ний), а через некоторое время и стоящий по соседству Троицкий храм (зимний). В 1936 году собор был взорван и разобран на кирпич. На его месте в спешном порядке возводится здание клуба промкооперации (ныне драмтеатр).

Русский Андреевский скит на Святой горе Афон

Памятью о жемчужинах кимрской архитектуры — Покровском и Троицком соборных храмах — в настоящее время является Троицкая улица, которая с давних времен называлась так в честь храма Святой Живоначальной Троицы, от которого она и брала свое начало.

Ну а как же сложилась судьба Святой иконы Иверской Божией Матери?

В советский период о ней было мало известно, что совсем не уди­вительно в свете антирелигиозной пропаганды. После закрытия храмов церковное имущество по большей части уничтожалось, расхищалось и лишь незначительная часть его сохранилась, попав в музеи, театры. Ве­роятно, промысл Божий не дал погибнуть кимрской святыне. По сло­вам бывшего настоятеля Спасо-Преображенского собора, протоиерея Иоанна Басюка (1940-1995) Святую икону после закрытия Покровского собора спасла от уничтожения и хранила многие годы семья прихожан. В 1947 году вновь распахнул свои врата для верующих Спасо-Преображенский храм (напомним читателям, что в 1929 году по решению влас­тей он был закрыт). Тогда-то и была принесена в собор кимрская святы­ня. Кто уберег Святую икону и передал ее в храм? Хорошо бы узнать о тех, кто совершил этот подвижнический поступок.

Всякий, кто посетит Спасо-Преображенский собор, невольно об­ратит внимание на кимрскую святыню, находящуюся с правой стороны придела Святого Пророка Илии. Удивительно то, что в какой бы точке храма прихожанин ни находился, он, взглянув на Святую икону, заме­чает, что Божественный лик Царицы Небесной, Иверской Божией Ма­тери, покровительницы Кимр, смотрит на него внимательным и забот­ливым взглядом.

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - Город-Кимры.ru