История
География
Имя
Первые упоминания
Предположения
Археология
Древние племена
Поселения и опустошение
Загадка истории
Границы
Факторы роста
Дата основания
Первый документ
Второе упоминание
Таможня
Торговля
Землевладение
Владельцы села Кимры
Окрестные дворяне
Кимрское ополчение, 1812 г.
Первое описание
Кимрские окрестности
Промыслы и торговля
Крестьянство
Здравоохранение и образование
Промышленность
Свидетельства очевидца
Будни
Конец XIX века
Село или город?
Железная дорога
Революционные подвижки
Последствия революции
Гражданская война
Послереволюционный период
Савелово
ВОВ. Кимры
Послевоенное производство
Знаменитые земляки
Варварство
Храмы
Что мы имеем
Архитектура
Народное образование
Культура
Театр
Музей
Местные таланты
Упоминания
Здравоохранение
Руководство
Экономика
Сравнение

Кимрский край


Покровительница Кимр
Путь театра
Пожарное дело в Кимрах
Никольский храм в Каюрово
Время и судьбы
Медицинское училище
Бессмертие
Набережная Фадеева
Загадки природы


Экономика города и села

Для города Кимры, как, впрочем, и любого другого населенного пункта, огромное значение имеет его географическое положение. Через наш город проходит железнодорожная линия, связывающая Москву и Санкт-Петербург. Город имеет автобусное сообщение с Москвой и Тверью. В городе имеются транзитный и внутригородской причалы. С большинством населенных пунктов района поддерживается регулярное автобусное сообщение.

Демография

Давно известен факт влияния демографических процессов, изменений в социальном составе населения на экономическое развитие страны в целом, и конкретного населенного пункта — в частности.

Коэффициент рождаемости (число родившихся на тысячу проживающих) составил в 1997 году всего 8, а в 98-м — 7, тогда как для нормального воспроизводства населения нужен коэффициент — 13,0.

Прирост населения сейчас происходит в основном за счет приезда мигрантов из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана.

Ухудшение демографической обстановки тесно связано с ухудшением условий жизни, а отсюда — ухудшением здоровья населения, ростом социальных заболеваний (алкоголизм, наркомания), ростом преступности.

Негативные тенденции наблюдаются и в социальном составе населения. Почти треть населения — пенсионеры, из них около пятой части продолжают работать.

Испокон веку русская семья была многодетной, и тому были свои причины. А в 1998 году, на территории города проживало лишь 183 многодетных семьи, в которых насчитывалось всего 554 ребенка.

Промышленность и торговля

На территории Кимр находятся 13 крупных и средних промышленных предприятий. Но положение большинства их них таково, что производство реальной продукции на душу населения уже несколько лет стабильно снижается.

Значительно снизилось производство традиционного кимрского продукта — обуви. Сегодня, с большим сожалением, мы должны констатировать, что «царство обувного производства», которое олицетворяли Кимры с окрестностями, практически исчезло, что явно проглядывается в общем объеме местной промышленности.

Удельный вес продукции легкой промышленности, в которую входит и обувная, в общем объеме произведенных товаров соста­вил лишь 8, 606%, в то время как машиностроение — 40%.Сложное положение в производстве швейных и трикотажных изделий. Торговля во все времена была прибыльным делом. В Кимрах действует около семидесяти предприятий торговли и общественного питания. К концу 1998 товары подорожали на 93% по сравнению с 1997 годом. На такое резкое изменение цен повлиял августовский кризис 1998 года. Темп роста цен стал значительно опережать темп роста доходов населения, что приводит к значительному сокращению его платежеспособности.

Расходы населения на оплату услуг изменились в сторону увеличения... Бытовые услуги, например, стали обходиться местному населению в 1998 году в 41 раз дороже, чем в 1992-м. Особенно возросла оплата за ремонт обуви, посещение детского сада, проезд в городском транспорте, электроэнергия, установка и абонентская плата за телефон, помывка в бане...

Количество малых предприятий из года в год уменьшается. В малом бизнесе трудится 3192 индивидуальных предпринимателя, 80% из которых заняты в сфере торговли. Доля малых промышленных предприятий в общем объеме промышленной продукции «оставляет 4,7%.

Но важно отметить, что многие руководители промышленных предприятий и торговли не замыкаются в рамках производственной деятельности. Они вносят заметный вклад в развитие социальной сферы города. Один из таких предпринимателей — генеральный директор ЗАО «Корунд» Р.А. Саркисян, хорошо известный кимрякам своей общественной и благотворительной деятельностью.

Жилищное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство находится в критическом состоянии по причине высокой степени изношенности основных фондов, отсутствия необходимого финансирования и т.п. Приведём несколько цифр: износ водопроводных сетей — 84%, канализационных — 94%, тепловых — 65%. В жилом фонде картина не более радостная.

На протяжении многих лет жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых проблемных отраслей городского хозяйства. Причина, в основном, кроется в неплатежах поставщикам коммунальных услуг за их товар.

Сельское хозяйство

Откровенно говоря, с сельским хозяйством Кимрскому району не везло на протяжении всех рассматриваемых нами периодов. Причина этого кроется и в низком плодородии земли. Но именно это обстоятельство одновременно способствовало развитию отходничества, различных промыслов и в первую очередь — сапожного. А также развитию торговли и, в конечном итоге, развитию Кимр. Как тут не скажешь: «Не было бы счастья, да несчастье по­могло».

Даже в 1923 году в экономическом обзоре Кимрского уездного исполкома констатируется, что «занимаемая площадь земли на 60% не удобна, и лишь только 40% занято сельских хозяйством, и эта часть сама по себе плодородна мала». Продуктивность сельского хозяйства не удовлетворяет и самого крестьянина, а отсюда как следствие, что и товарность сельского хозяйства очень незначительна.

В первые годы советской власти в нашем районе начали внедряться более современные ведения земледелия: «отказ от трёхполки и замена на многопольный севооборот». Организовано девять сельскохозяйственных мелиоративных хозяйств.

Власти действовали согласно избранной ими доктрине. Опять приводим строки документа того времени: «До 1928 года, хотя задача уже была четко сформулирована: «Широкая поддержка коллективизации сельского хозяйства, по всему уезду», — было организовано только восемь колхозов. В 1928 году колхозное строительство получило наибольшее развитие — только за этот год было создано 13 коллективных хозяйств. Обобществление касается земельной площади и сельхозинвентаря. Семь артелей обобществили скот. Планируется за весеннюю посевную кампанию организовать 35 колхозов. Кроме того, имеются 7 совхозов».

Мы специально привели такие цифры, что бы показать — у «советов» были основания для «головокружения от успехов». А все последующие годы мы пожинаем «плоды» этих успехов...

Справедливости ради стоит отметить, что в 1970—80 годах, именно благодаря общественному характеру финансирования, уделялось особое внимание социально-бытовому и жилищному строительству на селе. Хотя и медленно, но лицо кимрской деревни начало преображаться. Важно отметить, что застройка центральных усадеб велась не хаотически, а согласно генеральным планам, специально разработанным проектными институтами.

Так велось строительство в деревнях Титово, Паскино, Фёдоровке, поселке Центральном, селе Ильинском и других. Планами генеральной застройки предусматривалось строительство объектов производственного назначения, жилья и социальной сферы.

Более подробно остановимся на генеральной постройке в деревне Малое Василево (бывший совхоз «10-я пятилетка», директор Л.Н. Кушнарев).

Практически на голом месте в 1977-88 годах был построен показательный современный поселок. Со стороны, в сравнении с другими деревнями, он смотрится как «оазис в пустыне». Таким, видимо, хотели видеть советское село.

В соответствии с комплексными планами строились производственные и жилые объекты в бывшем колхозе «Пробуждение» в 1983-90 годах. Аналогичная работа проводилась и в деревне Паскино, других хозяйствах.

К сожалению, существует и другая статистика. Цифры порой бывают красноречивее любых слов: с 1980 по 1998 годы жилищное строительство на селе сократилось в 3, 6 раза. Больше никаких данных приводить не будем, дабы не нарушать положительный характер повествования...

В 1992 году администрацией района было зарегистрировано весьма оригинальное фермерское хозяйство «Ахалтекинец». Хозяйство занимается разведением чистопородного поголовья лошадей ахалтекинской породы, одной из древнейших, выведенной в Туркмении. Лошади выращиваются на конеферме с целью дальнейшей продажи, которая осуществляется как в нашей стране, так и за рубежом, в частности Соединённых Штатах и Канаде. Все постройки на территории комплекса выполнены в едином, очень красивом стиле. Глава хозяйства — сын известного дубненского физика Тито Брунович Понтекорво. К сожалению, идея и вложенный труд не получили поддержки на всех уровнях. А начиналось всё довольно солидно — на презентацию были приглашены специалисты из Германии, Англии, Италии, Франции, Австрии.

Важными для района остаются проблемы окончания строительства газопровода в поселок Белый городок, строительства больничного корпуса в селе Горицы, реконструкция бывшего детского лагеря отдыха «Бригантина» под интернат для детей-сирот, строительство школ в деревнях Кучино и Неклюдово.

В 1999 году фермерское хозяйств «Паллада» признано лучшим в области и заняло первое место среди фермерских хозяйств. Это хорошо...

Ориентация на развитие фермерских хозяйств после некоторой эйфории сменилась политикой на удержание коллективных хозяйств от окончательного распада. Точнее — не политикой, а здравым смыслом... На начало девяностых годов в районе было зареги­стрировано 261 фермерское хозяйство, но большая часть из них уже не работает и ничего не производит.

Наблюдается сокращение численности работников и в коллективных хозяйствах. Уменьшается производство валовой продук­ции. За год поголовье крупного рогатого скота сократилось на 5%. Естественно, сократилось и производство молока. Проблема выживания заставляет фермеров искать пути объединения усилий для решения жизненных вопросов.

В настоящее время в Кимрском районе насчитывается 19 сельхозпредприятий. Совхоз — 1, колхозов — 6, акционерных обществ — 3, ТОО — 2, да один сельхозкооператив. Средняя заработная плата в хозяйствах составила в 1995 году — 253 руб., в 1998-м — 478 рублей.

Связь

Не имея возможности подробно остановиться на истории раз­вития всех городских и районных служб, выделим три, определившие, по нашему мнению, культуру быта и производства: связь, электрификацию и газификацию.

Потребность в передаче сообщений на расстояние существовала во все времена. В XIV—XV-м веках московские князья установили «ямскую гоньбу», введенную еще татаро-монголами.

От Москвы в провинцию тянулись ямские дороги, на которых через каждые 20-30 верст стояли «ямы» (станции), где происходила смена лошадей. Подтверждение этому можно найти в подорожной грамоте, датированной 1489 годом, упоминаются в ней и тверские земли.

Если присмотреться к расположению древних дорог (трактов) и древних населенных пунктов хотя бы в ближайшей к нам местности, то убеждаешься, что закономерность расстояний просматривается весьма четко. Кимры — Горицы, расстояние 51 километр, значит, должен быть где-то посередине постоялый двор... Действительно, был, в деревне Жилино. Тракт Кимры — Талдом, опять укладывается в двадцатипятикилометровый отрезок. Тверь — Медное — 28 км, Тверь — Кушалино — 36 км. Таков был оптимальный размер одного конного перегона.

Последняя четверть XIX века характерна бурным развитием почты, телеграфа, телефона. В Кимрах, по свидетельству А. Столярова, телеграф появился ещё до 1899 года, а телефонная сеть берёт свое начало в 1908-м.

В 1924 г. в районе имелось шесть почтово-телеграфных отделений (Кимры, Горицы, Стоянцы, Ильинскре, Красное). Перевозка почты осуществлялась исключительно по трактам. Стоит ближе познакомиться с этими транспортными артериями, дававшими круглогодично устойчивое сообщение: Кимры — Ильинское, Печетово — Ильинское, Норбужье — Ильинское, Красное — Горицы, Романово — Ильинское... Смеем утверждать, что в то время почтовые тракты были и основными путями сооб­щения. Почта доставлялась в сельские учреждения два раза в неделю.

До 1926 года средства связи в Кимрах обслуживались специалистами телефонной станции и почтово-телеграфной конторой. Почту перевозили, используя вольнонаемный транспорт. С 1931 года почтовые перевозки возложили на колхозы, а доставка её осуществлялась колхозными почтальонами.

В 1959 году в городе появилась своя телевышка, которая сегодня своих непосредственных функций не выполняет.

С 1970 года городская телефонная сеть перешла в автоматический режим соединения абонентов, а ещё через три года появилась фототелеграфная связь со всей страной.

Села района телефонизированы и радиофицированы.

Электрификация

В 1914 году Кимрский сельский сход вынес приговор (так тогда называли решения) об устройстве в селе Кимры электростанции. Построенная уже через год электростанция вначале обслуживала только богатые дома, торговые лавки и учреждения.

Мы располагаем официальными данными годового отчета за 1923—24 годы Кимрского Уездного Исполнительного Комитета, где приводятся некоторые сведения о состоянии электрификации города и района.

Согласно отчёту, электростанция находилась в ведении местного хозяйства и располагала тремя двигателями общей мощностью 240 сил. Годовая её мощность составляла чуть более 145 киловатт-часов. Тариф, по которому энергия оплачивалась, был дифференцированный. Рабочим, служащим и безработным предоставлялись льготы. Судя по количеству абонентов, энергию имели дома менее чем половина жителей города.

К 1924 году электричество было подведено лишь в две деревни района — Пекуново и Чернигово, в 1927 году началась электрификация села Ильинское.

В отчете Горсовета за 1927—28 годы находим данные, что в течение двух лет ведутся работы по переоборудованию и расширению электростанции. Это дало возможность перевести предприятия Кожтреста на электроток городской станции и электрифицировать окружающие Кимры селения.

В характеристике Кимрского округа, датированной 1929 годом, уже как факт утверждается, что станция в Кимрах помимо непосредственных потребителей обслуживает своим током предприятия и фабрики в городе. Кроме этого, от Кимрской станции получают ток семь ближайших селений.

Из вышесказанного становится ясно, что электрификация Кимр и окрестностей шла так называемым «кустовым» способом. Ток по­лучали там, где его можно было выработать с помощью местного источника. Были подобные источники на обувной фабрике «Якорь», на Савеловском заводе, на мельнице с двигателем, на плотине... С помощью генераторов электрифицировались не только промышленные площади, но и прилегающая к ним жилая территория.

И только после того, как была построена Иваньковская ГРЭС, появилась возможность переброски электроэнергии (1940—41 гг.) через высоковольтную линию в наш район. Появилась возможность электрификации всего района. В настоящее время район полностью электрифицирован.

Газификация

Газификация города Кимры началась в 1961 году с баллонных и групповых емкостных установок.

В 1967 году «Мосгазпроект» разрабатывает генеральную схему газификации города от природного газа, а уже в 1972 году завершается строительство газораспределительной станции и первых газопроводов в микрорайоне им. Калинина и к хлебозаводу, а на правобережье — к котельной СМЗ. Газ поступает через Московское кольцо.

Последующие годы отмечены интенсивным строительством газопроводов в центральной части города и Савелове. В Заречье газ поступил только в 1985 году.

К настоящему времени от природного газа газифицировано 20308 квартир, от сжиженного — 2772. На газ переведено 16 котельных.

В районе основные работы по газификации начали проводиться с 1973 года. Всего в районе проложено более 43 километров газовых сетей.

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - Город-Кимры.ru