История
География
Имя
Первые упоминания
Предположения
Археология
Древние племена
Поселения и опустошение
Загадка истории
Границы
Факторы роста
Дата основания
Первый документ
Второе упоминание
Таможня
Торговля
Землевладение
Владельцы села Кимры
Окрестные дворяне
Кимрское ополчение, 1812 г.
Первое описание
Кимрские окрестности
Промыслы и торговля
Крестьянство
Здравоохранение и образование
Промышленность
Свидетельства очевидца
Будни
Конец XIX века
Село или город?
Железная дорога
Революционные подвижки
Последствия революции
Гражданская война
Послереволюционный период
Савелово
ВОВ. Кимры
Послевоенное производство
Знаменитые земляки
Варварство
Храмы
Что мы имеем
Архитектура
Народное образование
Культура
Театр
Музей
Местные таланты
Упоминания
Здравоохранение
Руководство
Экономика
Сравнение

Кимрский край


Покровительница Кимр
Путь театра
Пожарное дело в Кимрах
Никольский храм в Каюрово
Время и судьбы
Медицинское училище
Бессмертие
Набережная Фадеева
Загадки природы


Никольский храм села Каюрово

Церковь во имя Николая Чудотворца в с. Каюрово известна с 16 века. Тогда это был небольшой деревянный храм — Вотчина Тверского Христорождественского женского монастыря.

В 1667 г. была построена новая деревянная церковь. Спустя пол­тора века она пришла в ветхость. В 1820 г. прихожане храма обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому Филарету с прошением выст­роить взамен старого деревянного новый каменный храм. В сентябре 1821 г. тверской владыка прислал в Каюрово храмоздательную грамоту. Вскоре началось строительство каменного храма. В разгар строитель­ных работ богатые крестьяне с. Кимры Яков и Михаил Малюгины (про­славившие свои имена пожертвованиями на строительство Покровско­го собора в Кимрах) испросили разрешение на постройку при храме на свои средства придела во имя святого апостола Иакова, брата Божия. Братья также обязались закупить кирпич, покрыть храм железом, воз­вести колокольню, оштукатурить его снаружи и внутри. Владыка благо­словил верных чад церкви за их начинание.

Новый каменный храм во имя св. Николая Чудотворца с придела­ми во имя св. апостола Иакова и св. пророка Илии (Ильи Пророка) был освящен иеромонахом Тверского кафедрального собора Иоанном Ловягиным в 1828 г. Длина храма равнялась 21, ширина 15, высота 25 арши­нам. Две главы и крыша были покрыты железом, окрашенным в зеле­ный цвет. В храм можно было войти с западной, северной и южной сто­рон. С двухярусной колокольни звонило пять колоколов. Самый боль­шой из них имел надпись: "Сей колокол слит Тверской губернии Корчевского уезда с. Каюрово собственным радением священника Иоанна Петрова, старосты церкви Николая Симеонова, усердствующих и трудающихся прихожан".

В прошлом храм имел три главы. Первая глава на основном храме (летнем), две другие — на трапезной, где располагались два придела.

В 1870 г. взамен деревянной ограды территория храма была обне­сена каменной с тремя угловыми башнями. С западной стороны в ограде имелись массивные ворота с калитками по бокам, калитка имелась и с восточной стороны. В 1873 г. на колокольне был надстроен третий ярус, отчего она стала значительно выше. В 1895 г. церковь была рас­пространена. Прежняя, мало вместительная трапезная с приделами была разобрана и возведена новая, более вместительная. Реконструкция была осуществлена по проекту инженера А. Перница на добровольные по­жертвования прихожан, преимущественно на средства кимрского куп­ца Василия Шокина. Освящение двух приделов новой трапезной совер­шено 13 ноября 1895 г. протоиереем кимрской Вознесенской церкви Петром Ершовым.

Село Каюрово. Никольский храм

В главном храме (Николая Чудотворца) находился трехярусный иконостас, в придельных храмах (с престолами апп. Иакова и Илии) — двухярусные.

Немало для благолепия и украшения храма сделали прихожане и особенно верующие из состоятельного слоя общества в виде доброволь­ных пожертвований. Выше мы упомянули некоторых из них. Укажем еще нескольких. В 1833 г. богатый крестьянин с. Кимры Башилов по­крыл храм листовым железом, трехярусный иконостас был вызолочен на средства купца Саввы Мартынова, двухярусные иконостасы соору­дили за свой счет в 1895 г. столичный купец Илья Тунцов (выходец из с. Губин-Угол, что неподалеку от Кимр) и кимрский купец Василий Ива­нович Шокин. Последний особенно отличался своей благотворитель­ной деятельностью. Так, он подарил свой каменный 2-этажный дом под женскую гимназию — ныне это филиал средней школы № 13 по ул. Володарского (Большой), № 26. Василий Губенков, состоятельный кимрянин, в 1912 г. пожертвовал в храм с. Каюрово напрестольный сереб­ряный крест, кадило, облачения для священника и диакона. Василий Сергеевич Губенков переоборудовал свой дом под храм — подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря (ныне в здании раз­мещается спортзал обувной фабрики "Красная Звезда").

Храм был построен в стиле позднего классицизма; архитектура — традиционная для сельских храмов начала 19 века. Церковь состояла из храмовой части, трапезной и колокольни. Храм — типа ротонда на чет­верике — перекрыт сферическим сводом с барабанчиком и луковичной главкой. Апсида (алтарь) в плане полуциркулярная, перекрыта конхой, соединяется с храмом широким арочным проемом. Трапезная шире чет­верика храма, включает в свой объем нижний ярус колокольни. С хра­мовой частью соединена нешироким арочным проемом. Колокольня трехярусная, увенчана высоким шпилем с крестом. Два нижних яруса квадратные, третий, надстроенный во второй половине 19 века, круг­лый. Первый ярус служил притвором входа в трапезную, последующие два яруса, обрамленные фронтонами, прорезаны по сторонам света ароч­ными проемами.

В начале 1900-х годов прихожанами храма являлись жители села Каюрово и деревень: Мельгуново, Плешково, Глазово, Тихоново, Ча­совня, Харитоново, Осифьево, Хмелево, Бортниково, Агафониха, Фролиха (некоторые из перечисленных деревень ныне не существуют). Из священноцерковнослужителей укажем на следующих. В 1641 г. службу совершал иерей Василий; в 18 веке священниками здесь были Иоанн Петров, Иоанн Кондратьев, Димитрий Докучаев. В 19 веке священни­ками в храме служили Иоанн Павлов, Иоанн Димитриев, Сергей Ивлев...

В 1825 г. настоятелем храма был священник Иоанн Пухлимский. При нем в 1828 г. вместо деревянной церкви был возведен новый ка­менный храм. Этот священник прослужил несколько десятилетий. Пос­ле него служили в храме священник Михаил Тихомиров, А. Чекалов, Павел Колтыпин; псаломщиком полвека пробыл Аристарх Новоселов (имел сан диакона). В нынешнем столетии в храме служили священни­ки: И. Василевский, Владимир Рассудовский, Димитрий Постников.

Во второй половине 19 века при храме была открыта церковно­приходская школа, дававшая детям начальное образование. Заведую­щим школой и законоучителями были священники, учителя имели как богословское, так и светское образование. К примеру, педагогами в 1901 г. здесь работали Григорий Голиков, Клавдия Тихомирова, Николай Фрук­тов (ставший позднее священником церкви села Абрамово). Учителем в церковно-приходской школе некоторое время был выпускник Тверс­кой духовной семинарии Владимир Рассудовский, ставший затем свя­щенником Никольского храма. Позднее он был переведен священни­ком в Воскресенский храм села Понизовье, став преемником своего отца Петра Рассудовского, бывшего здесь многие годы настоятелем храма. В советское время церковно-приходская школа стала начальной. Живу­щая ныне в Кимрах Клавдия Павловна Богданова работала учителем в этой школе в 1930-х годах.

В Никольской церкви с. Каюрово последние десятилетия до зак­рытия ее служил протоиерей Димитрий Постников. Этому служителю церкви пришлось испытать и перенести все тяготы, выпавшие на него, его помощников Ивана Журавлева, Василия Барабанова, на прихожан со стороны безбожной власти. В архиве сохранились некоторые доку­менты, рассказывающие об этом времени.

В 1930 г. Д. Постников был подвергнут аресту и заключен в тюрь­му. Какова его судьба, автору этих строк неизвестно. Скорее всего, он разделил судьбу тогдашних священнослужителей — погиб в сталинс­ких застенках. По слухам, в Кимрах живет его дочь, которая могла бы прояснить судьбу своего отца.

По некоторым данным в Никольском храме недолгое время обя­занности священника выполнял Павел Дворяшин.

В первой половине 1930-х годов Никольский храм был закрыт. Точной даты его закрытия автор этих строк пока не установил. Увы, на практике найти документальные данные 1930-х годов подчас намного труднее, чем сведения, скажем, сто — стопятидесятилетней давности. Парадоксально, но факт! Никольский храм десятилетия простоял зак­рытым. В 1961 г. из храма были вывезены иконы и церковные ценности, его помещения были приспособлены под зерносклад.

В последние годы храм стал пусть медленно, но возрождаться. Зачинателем этого возрождения стал местный житель Борис Николае­вич Петров. Образована религиозная община. В 1991 г. у стен тогда еще закрытого храма священник Александр Крюков совершил первое бого­служение. Еще два года с лишним ушло на переоформление докумен­тов, прежде чем храм властями был передан верующим. В Никольской церкви в храмовые и некоторые другие христианские праздники совер­шаются богослужения, которые вначале проводили священнослужите­ли храмов кимрского благочиния, а с 1997 г. священник Александр Маль­цев. В зимнее время из-за отсутствия отопления службы приостанавли­ваются. В храме ведутся восстановительные работы, но недостаток средств сдерживает их. Помощь оказывают некоторые предприятия, учреждения, частные лица. Обустройством храма неустанно продолжа­ет заниматься председатель церковного совета Б. Н. Петров со своими помощниками.

Стоит на столбах у храма большой щит с надписью: "Проезжий, прохожий, остановись! Перед тобой разрушенный храм, который рес­таврируется. Пожертвуй на реставрацию — и наградит тебя Господь. Касса для сдачи пожертвований находится в магазине с. Каюрово. Со­вет прихожан".

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - Город-Кимры.ru