Дата: 09 августа 2022

Владимир Путин подписал указ о присвоении звания «Заслуженный учитель РФ» Людмиле Сусловой из Кимр

На днях губернатор Тверской области Игорь Руденя поздравил трех преподавателей с присвоением им звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». В их числе была учитель русского языка и литературы кимрской гимназии «Логос» Людмила Суслова.

Среди учеников Людмилы Петровны – люди, которые своей любовью к литературе обязаны ей: победители Всероссийской олимпиады, поэты, филологи. Кстати, первым, кто сообщил ей о награждении и поздравил с присвоением высокого звания, была ее ученица, которая пять лет назад сдала экзамен по литературе на сто баллов, окончила педагогический университет в Москве и сейчас работает в школе.

Детство Людмилы Сусловой проходило в педагогической среде в окружении ставших страстью книг. Даже в любимую музыкалку бежала, с трудом оторвав себя от чтения.

Почти всю свою жизнь она живет в Кимрах, за исключением тех нескольких лет, которые провела в Забайкалье, куда поехала вместе с мужем, отправленным туда по распределению. Там сорок лет назад и начала свою педагогическую деятельность.

Вернувшись в 1986 году в Кимры, пошла работать туда, где училась сама, учились ее муж и дети и где преподавала русский язык и литературу ее мама. Передав дочери в наследство свои часы в 10-м классе, мама в тот год ушла на пенсию.

Школа, ставшая родным домом, сейчас называется гимназией. Этот статус она получила и благодаря деятельности Людмилы Сусловой, на тот момент заместителя директора по экспериментальной работе.

Людмила Суслова рассказала «Тверским ведомостям» о своем жизненном пути и призвании учителя, о перестройке в стране и школе, о ЕГЭ и творчестве.

Учителю нужна свобода

– Начало моей работы в Кимрах совпало с перестройкой, – говорит Людмила Петровна. – Это было удивительное время: много творчества, воодушевления, ощущение начала новой жизни. Менялась школьная программа, я много ездила, знакомилась с лучшими учителями России. Это был период становления меня как учителя. Я была молода, счастлива работой, которая полностью меня поглощала, собственно, была моей жизнью. Проводила все время с учениками и не видела ужасов, о которых говорят, вспоминая 90-е, – для меня это было временем устремления к лучшему. Мы жили очень вдохновенно: занимались творчеством, выпуская огромную школьную, в два ватманских листа, газету «Сталкер», создали театр-студию, много ездили, ходили в походы.

Как-то заведующий городским отделом образования попросил меня выступить на конференции «Элементы творчества в работе учителя». Я задумалась, что именно в моей работе можно назвать творчеством, и поняла: все, чем я занимаюсь, и есть творчество. Тогда не было ни учебников, ни методичек, а нужно было идти на урок и преподавать по новым, только что созданным программам.

Ушли идеологическая направленность, жесткая регламентированность, прописанная в советской школе. Помню, дети меня спрашивали: «Вот вы говорите, что, с одной стороны, на это можно посмотреть так, с другой – иначе. Вы нам скажите, как правильно!». Я им отвечала, что они узнали разные точки зрения, а делать выбор надо им. У тех, кто в прежние времена сдавал выпускной экзамен по литературе, была опора – учебник и произведения, которых, по сравнению с сегодняшним днем, в программе было гораздо меньше. И все было четко прописано, что сказать по каждому вопросу. Сейчас такого нет, объем материала значительно увеличился. Жаль только, что количество часов, отведенных на литературу, осталось прежним.

Ты должен научить

– Я была поклонницей издательского дома «Первое сентября», ездила на все педагогические марафоны в Москву, – рассказывает Людмила Петровна. – И на одном из них, слушая лекцию о современной детской литературе, узнала о творческом союзе двух детских писателей – Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Они открыли для меня ту литературу, которая помогла найти путь к современному подростку-читателю. Сейчас моя ученица готовит проект об их творчестве, мы будем рассказывать об этих писателях в нашей школе.

Мне кажется, когда учителю самому интересно, становится интересно и детям. Учителя могут зажечь ребят, привить любовь к чтению. «Что за старье мы изучаем – XIX век!» – протестуют они. А педагог на примере литературы может показать, что ничего не изменилось в человеке, спустя столетия он остается прежним.

Меня очень творчески заряжала личность Сергея Волкова. Это известный в стране педагог и бывший главный редактор журнала «Литература» («Первое сентября»), учился в Твери, в 10-й гимназии, у Анны Евгеньевны Иллюминарской. На одном из выступлений он сказал: «Мы должны показать результаты своей деятельности на экзамене, но, когда закрывается дверь в классе и учитель остается один на один с учениками, он волен делать все что хочет». Эти слова мне понравились – это так и есть, ты должен их научить, а уж как ты это сделаешь, твое дело.

Время ЕГЭ

…И вот пришло время ЕГЭ. Это очень трудные экзамены, они просматривают весь курс предмета насквозь. На экзамене по литературе нельзя проскочить наудачу, там повезти не может: слишком большой объем, надо знать все произведения и еще написать четыре сочинения маленьких и одно большое. У ЕГЭ две стороны, как, наверное, у любого вопроса: предмет трудный, и выбирают его те, кто идет в литературу. С появлением ЕГЭ ушла субъективность во время сдачи экзамена в вуз. Это хорошо. Но плохо, что если раньше можно было сдать экзамен без репетитора, то сейчас объем материала, который надо знать, очень отличается от общего школьного курса, и на уроках получить его невозможно.

Литература как школьный предмет, конечно, труднее русского языка: нужно научить писать сочинения. Это не тесты, как некоторые говорят о ЕГЭ, а творческие сложные задания.

Про ЕГЭ иногда говорят, что это натаскивание, но это не так: он требует больших серьезных знаний. Регулярно в Интернете публикуют полные чудовищных ошибок сочинения абитуриентов МГУ, характеризующие их как невежественных, ничего не знающих людей. Я в это не верю. В вуз, тем более такой, поступить с ничтожными знаниями невозможно.

Современные выпускники, я полагаю, сильнее тех, кто оканчивал школы 30 лет назад, – уже просто потому, что им пришлось больше потрудиться, что они, по сравнению с моими ровесниками, сдававшими по семь-восемь экзаменов, более ориентированы на выбранный ими предмет.

А чувство, что вокруг слишком много неграмотных, возникает из-за повального стремления высказываться публично, писать в соцсетях. Во все времена были двоечники, но этой возможности у них не было.

Он один поддержка и опора

– Есть писатели, к которым у меня особое отношение. Не буду оригинальной, если назову имя Пушкина – читая его, каждый раз с удивлением открываешь для себя что-то новое, – продолжает Людмила Петровна. – Я была сильно увлечена Львом Николаевичем Толстым во всех его жизненных исканиях, потом в душу запал Булгаков. Важна для меня поэзия, особенно Цветаева. Она для меня гений. Когда учитель относится к литературе с любовью, не может не быть отдачи. Ребята из последнего выпуска предложили каждый урок литературы открывать каким-то стихотворением. Не я им предлагала – они по своему желанию находили в Интернете новое, особенно полюбившееся произведение, которое не входило в школьную программу, и читали вслух для всего класса.

Мне везет – я всегда работаю с хорошими детьми, ориентированными на учебу. У них есть мотивация. Может, потому, что я работаю в гимназии, двоечники мне не попадаются.

На протяжении всей жизни каждый год в сентябре читаю стихотворение Тургенева «Русский язык». Мысль, высказанная в этих нескольких строчках, всегда актуальна. И каждый раз она звучит по-новому. Когда мы предлагаем упростить жизнь и в том числе язык, когда не готовы в нее погрузиться и преодолеть трудности, именно язык спасает нас и поднимает нас над собой. «Ты один мне поддержка и опора».

Я говорю детям: «Да, язык сложен, но надо не плакать из-за того, что там много исключений, а гордиться им, стараться его узнать, дотянуться до него, чтобы научиться радоваться его красоте».

Источник: Тверские Ведомости


Будь в курсе! Подписывайся на Telegram-канал «Город-Кимры.ru».


Дата: 09 августа 2022 | Просмотров: 606

Другие способы найти нас:


Читайте также:
19 апреля 2024
Целый живой уголок эвакуировали огнеборцы на пожаре в подмосковном Талдоме

19 апреля 2024
В Тверской области нетрезвый гражданин сбросил с моста своего товарища с целью убийства

19 апреля 2024
Дубненские спасатели рассказали подробности пожара в многоквартирном доме | Видео

19 апреля 2024
В Тверской области осудили мужчину, который сбил 12-летнего велосипедиста

19 апреля 2024
В Тверской области на маленькую девочку упало дерево

19 апреля 2024
В Тверской области задержаны студенты, воровавшие доступ в Госуслуги для оформления микрокредитов | Видео

19 апреля 2024
Адвокат Данилов: поступление на карту «денег из ниоткуда» может грозить неприятностями

18 апреля 2024
34-летний программист погиб в подмосковной Дубне при загадочных обстоятельствах

18 апреля 2024
Низкое давление, ливни и холод: на Тверскую область надвигается вихрь «Гори»

18 апреля 2024
В Тверской области велосипедист упал на Hummer

18 апреля 2024
В Твери арестовали бывшего гендиректора компании «Газпром межрегионгаз» Сергея Тарасова

17 апреля 2024
В Тверской области простятся с погибшим в ходе СВО Олегом Зыковым

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - Город-Кимры.ru