Поиск по сайту   
+7 (905) 606 01 96
79056060196@ya.ru
Общественный информационный портал города Кимры

Дата: 19 ноября 2018

Имя Туполева отстало в голосовании на название аэропорта Казани, но лидирует – в Шереметьево


На сайте великиеимена.рф продолжается голосование по выбору названий аэропортам крупнейших городов России. Назвать их предложено именами выдающихся соотечественников.

В голосовании участвует уроженец Тверской области, легендарный авиаконструктор Андрей Туполев. Причем его имя попало в шорт-лист голосования сразу по четырем аэропортам. Однако в одном из голосований произошли странные изменения: если еще пять дней назад имя Туполева уверенно лидировало за возможность быть присвоенным воздушной гавани Казани, то теперь там с большим отрывом лидером стал татарский поэт Габдулла Тукай. На вечер 19 ноября он набрал 31,5 тысячу голосов, Туполев – 10,4 тысячи.





Зато имя авиаконструктора, 130-летний юбилей которого недавно широко праздновался в Тверской области, лидирует в голосовании на название самого известного аэропорта страны – Шереметьево. Сейчас у него 5,5 тысяч голосов, чуть менее 5 тысяч голосовали за Александра Пушкина. Второе место имя Туполева занимает в выборе имени для другого московского аэропорта – Внуково (правда, там серьезный отрыв у Сергея Королева), а также Туполев «борется» за наименование для аэропорта Омска.

Проголосовать можно до 30 ноября включительно. Победители конкурса будут объявлены 5 декабря.

Источник: Афанасий-бизнес
Дата: 19 ноября 2018 | Кол-во просмотров: 250






ГОРОД ДУБНА.РФ
Весной московские артисты сыграют в Дубне спектакли в память об Олеге Табакове

В Московской области одним из главных событий Года театра станет акция «Подмосковная афиша московских театров», которая будет посвящена памяти Олега Табакова, сообщила министр культуры Подмосковья Нармин Ширалиева.

«У нас уже сверстана афиша - «Подмосковная афиша московских театров». Акцию мы уже несколько лет назад проводили. Мы ее посвящаем памяти Олега Табакова», - сказала Ширалиева.

Она отметила, что Сергей Безруков в Московском губернском театре поставит один из лучших спектаклей Олега Табакова «Мудрец».





Данная акция станет одним из главных событий Года театра в Подмосковье. С марта по май актеры МХТ имени Чехова сыграют восемь спектаклей в Зарайске, Чехове, Серпухове и Дубне. В мае в Королеве покажет спектакли театр имени Пушкина, а в Подольске – Театр наций.

«Еще один важный аспект, что на спектакли «Подмосковная афиша московских театров» билеты будут стоить от 100 до 300 рублей», - отметила Ширалиева.

Народный артист СССР Олег Табаков умер 12 марта 2018 года на 83-м году жизни. В 1987 году он открыл театр «Табакерка». В июне 2000 года стал художественным руководителем МХТ имени Чехова, а с 2004 года параллельно исполнял обязанности директора театра.

Источник: Вести Дубны

Читать дальше
Бумажный храм школьника из Дубны признали лучшим на международном конкурсе

Школьник из Дубны с детства складывал журавлей из бумаги и вот дорос до более грандиозного творения. Решил возвести собор. На это у мальчика ушло 22 тысячи детали и полтора года работы. Храмовый комплекс Артема Гуреева признали лучшим на международном конкурсе.

Работу над храмом Артем начал полтора года назад. Сейчас уже семиклассник представляет итог. Чтобы смастерить такое произведение искусства, потребовалось более тысячи трехсот листов бумаги — это двадцать две тысячи специальных деталей — так называемых модулей. Храм «построен» в технике модульного оригами.

«Все началось с того, что в третьем классе наш классный руководитель предложил попробовать данную технику. Мы позанимались целым классом какое-то время, но потом все это дело забросили. В пятом классе я о ней вспомнил и вспомнил, что мне это очень нравится», — рассказал Артем.

Идею смастерить именно храм предложила мама Артема. Схему нашли в интернете, но результат даже превзошел ожидания. Поделка высотой в семьдесят пять сантиметров занимает площадь 60 квадратных сантиметров.

«Была предложена схема, на схеме была фотография этого храма. Рядом был поставлен предмет — линейка. И храм казался довольно большим. Я подумал, что мне пока это непосильно. Но потом я все-таки решил потихоньку собирать этот храм», — говорит школьник.





Занятие так увлекло Артема, что на сборку храма из бумаги он тратил почти все свободное время. Делал модули и в летние каникулы, и на переменах. Другие ученики гимназии заинтересовались и тоже подключились к процессу. Сейчас, когда впечатляющая поделка готова, ее автор делится секретами мастерства с младшими товарищами. Те — с интересом слушают.

«Одигитрия» — путеводительница. И я считаю, что мы помогаем ребятам определиться в этой жизни, и не только образование даем, но и также развиваем таланты детей. Они у нас очень талантливые — дети. Причем в разных сферах участвуем, в конкурсах городских и региональных», — отметила Светлана Жегалина, директор православной гимназии «Одигитрия».

Подходящего городского конкурса для работы Артема не нашлось, поэтому он стал участником дистанционного международного. В результате, этот бумажный храм жюри признало лучшим. Оценили работу и педагоги гимназии.

«Очень много труда и терпения было положено к этой работе, для мальчика это вообще не свойственно. Мы, конечно, надеемся, что его вдохновение не остановится на этом, что у нас будут еще новые шедевры, которые будут украшать нашу гимназию», — сказала Варвара Морохина, учитель изобразительного искусства православной гимназии «Одигитрия».

Превзойти это грандиозное творение будет непросто. Но у Артема уже есть идеи для новых работ. Говорит, нужно все тщательно продумать понять, как воплотить в жизнь. Поэтому пока задуманное держит в секрете.

Источник: Телеканал 360°

Читать дальше

ГОРОД ДМИТРОВ.РФ
В Дмитрове создано региональное отделение организации ветеранов Вооруженных сил РФ

В городе воинской славы Дмитрове 2 февраля было создано местное отделение Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации. Его руководителем избран член Дмитровского «БОЕВОГО БРАТСТВА» полковник С.Н. Спивак.

В конце 90-х годов в Дмитровском районе Московской области дислоцировалось более десятка воинских частей. Многие офицеры после расформирования частей, уволившись в запас, остались здесь жить.

Помощь и содействие в создании районного отделения новой общественной организации оказали офицеры запаса, члены местного отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА».

Источник: Bbratstvo.com

Читать дальше
Почему в дореволюционной России жителей подмосковного Дмитрова называли лягушатниками

В дореволюционной России жителей подмосковного Дмитрова называли лягушатниками, о происхождении прозвища рассказал в эфире «Радио 1» заместитель генерального директора по научной работе музея-заповедника Дмитровский кремль Роман Сунгуров,

«Упоминания о том, что жителей Дмитрова называли лягушатниками, есть в письменных источниках XVIII-XIX веков. Но кличка пошла не от того, что мы ели лягушек, нет, этого не было. Но было очень много болот – и они до сих пор есть вокруг города – и всех приезжающих встречало дружное лягушачье кваканье», – рассказал Сунгуров.





Лягушки сыграли в истории Дмитрова и героическую роль.

«Есть легенда, согласно которой лягушки не единожды спасали Дмитров, как гуси – Рим. Когда враги подходили к Дмитрову, лягушки начинали беспокоиться и громко квакать, и, соответственно, неожиданного нападения не получалось», – пояснил историк.

Дмитров расположен к северу от Москвы. Город был основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений и назван в честь Всеволода Большое Гнездо (в крещении — Дмитрия, сына Юрия Долгорукого), родившегося в тот год.

Источник: Радио 1

Читать дальше





ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
15 ноября 2018
В Кимрском районе проходят мероприятия в честь авиаконструктора Андрея Туполева | Фото | Видео


130 лет исполнилось со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева. На знаменитых ТУ завоевано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов.

Главная достопримечательность Кимр - ТУ- 124, расправив крылья, теперь гордо возвышается на постаментах с опорами. К 130-летию советского авиаконструктора Андрея Туполева в торжественной обстановке открыли памятник первому двухконтурному турбовинтовому пассажирскому самолету и перенесли его на новое, более видное место в створ моста через Волгу. Ремонтом самолета занимался Рязанский авиаремонтный завод, который имеет большой опыт в восстановлении тяжелых самолетов марки ТУ.

"В течение трех месяцев самолет был восстановлен. Самое тяжелое это было его переместить на это расстояние, потому что никто не знал состояние его шасси и как выдержит дорога. Но после того, как все расчеты были сделаны, самолет был сюда перемещен, отремонтирован и покрашен", - рассказал Андрей Попов, управляющий директор 360 Рязанский авиационный ремонтный завод.

Для многих горожан открытие обновленного памятника самолету ТУ-124 - важное событие. 30 лет назад крылатая машина впервые появилась в городе. Именно этот самолет стал предшественником целого поколения тех, которые сейчас на вооружении дальней авиации России. На самолетах марки ТУ сегодня летают первые лица государства. Дело академика сегодня продолжает авиастроительная корпорация "Туполев".

"Но на этом не кончается история фирмы, на фирме работают инженеры, летчики-энтузиасты, которые готовы делать новые самолеты , которые готовы летать на этих самолета, и которые готовы превзойти любые страны", - отметил Александр Затучный, советник генерального директора ПАО "Туполев".





Чаще на малой Родине деда старается бывать его внук и тезка легендарного авиаконструктора - Андрей Туполев. Он тоже связал свою жизнь с авиацией, но признается, дед самолеты чувствовал, как живые. Развитие мировой авиации в начале 20 века не оставили равнодушным знаменитого предка, а встреча с конструктором Николаем Жуковским перевернула все представления об авиации.

"Эти колоссальные показы в Петербурге и в Москве, первые пилоты Франция, Англия, наши все там учились. Пилоты тогда были национальными героями и, думаю, что дед, несколько раз посетив подобные мероприятия, не мог, конечно, не влюбиться и не заболеть небом. И с этого все началось", - вспоминает Андрей Туполев, внук А. Н. Туполева.

130-летие советского авиаконструктора большое событие для всех авиационных работников. Аббревиатура ТУ - это гордость страны. Благодаря разработкам Туполева спроектировано более 100 типов самолетов, многие из которых успешно применялись в годы Великой Отечественной войны.

"Каждая территория, муниципалитет, сельская территория, городское поселение должны всех своих земляков чтить. Не буду говорить, что здесь особый пример, а это общая традиция всех россиян, всех таких наших территорий", - подчеркнул Андрей Епишин, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В год 130-летия советского авиаконструктора в деревне Устиново презентовали и новый туристический проект "Тропа Туполева на Кимрской земле".

Елена Ларионова, Николай Теньков

Фото Максим Миронов

Источник: ГТРК Тверь

Читать дальше

11 ноября 2018
В день рождения Андрея Туполева в Твери затопило названную в честь авиаконструктора улицу | Видео


В субботу, 10 ноября, в России празднуют 130-летие со дня рождения знаменитого авиаконструктора, академика, трижды Героя Социалистического труда, заслуженного деятеля науки РСФСР Андрея Туполева. Под руководством легендарного авиаконструктора спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

В этот день память академика чтят на его родине в Кимрском районе. В Кимрах горожане возложили цветы к мемориалу авиаконструктора. Вспоминают Туполева и в других городах Тверской области.





В Твери в Заволжском районе есть улица, названная в честь академика. И так получилось, что именно в день рождения авиаконструктора эту улицу затопило на ее стыке с Сахаровским шоссе.

Как сообщили Tverigrad.ru в компании «Тверь Водоканал», ремонтная бригада уже работает на месте. Наблюдается течь из колодца, вода течет по проезжей части. Сейчас специалисты пытаются определить характер повреждения и зону отключения водоснабжения.

Видео: Сергей Захаров

Источник: Tverigrad.ru

Читать дальше

03 ноября 2018
На 71-м году жизни умер народный артист России Олег Алексеевич Лавров


Советский и российский актер Олег Алексеевич Лавров скончался на 71-м году жизни утром 3 ноября. Народный артист болел сахарным диабетом, несколько дней назад впал в кому, и скончался, не приходя в сознание. Врачи боролись за его жизнь, но спасти не смогли.

Родился он 27 октября 1948 года в Кимрах, в актерской семье. Окончил среднюю школу №13. Творческую деятельность начал с ранних лет, занимался в драматическом кружке, играл на школьной сцене, затем в клубе обувной фабрики «Красная звезда».

Окончил режиссерское отделение Московского института культуры (1970), служил в армии. В 1972 году работал в ДК «40 лет Октября» в Кимрах, затем в 1972-1975 служил актером Московского областного театра драмы.

С 1975 года – актер в Кимрском государственном театре драмы и комедии, с 1991 года – главный режиссер, с 1994 года – художественный руководитель.

Олег Алексеевич был истинным патриотом родного города, сохранял театральные и культурные традиции на кимрской земле, своим талантом и мастерством прививал землякам любовь к литературе, искусству. Несмотря на неоднократные приглашения в Москву, он посвятил свою жизнь развитию Кимрского театра.

Поставленные им спектакли «Цилиндр», «Вишневый сад», «Мольер» стали событиями в театральной жизни Тверской области, с успехом прошли на гастролях в Санкт-Петербурге (1998). В 1999 году спектакль «Блоха» получил приз за лучшее стилевое решение на Всероссийском театральном фестивале в Вологде.





Указом Президента России №617 от 2 мая 1996 года Олегу Алексеевичу Лаврову присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Указом Президента России №821 от 27 июня 2007 года присвоено почетное звание «Народный артист Российской Федерации».

Три созыва подряд Олег Алексеевич Лавров представлял Кимры в Общественной палате Тверской области, был членом комиссии по науке, образованию и культуре (2009-2018).

За многолетнюю творческую деятельность и значительный личный вклад в развитие культуры Тверской области удостоен почетного знака губернатора Тверской области «Крест святого Михаила Тверского» (2012).

Олег Алексеевич Лавров запомнился землякам своим ярким талантом, активной гражданской позицией, целеустремленностью. Преждевременный уход из жизни одного из ярких представителей поколения смены эпох нашей страны – большая потеря для города Кимры, для его жителей, для культуры.

У Олега Алексеевича Лаврова осталась супруга, дочь – Ксения Лаврова-Глинка, актриса МХТ имени Чехова, внуки.

Прощание с народным артистом России состоится 5 ноября, с 10:00 до 12:00, в Кимрском драматическом театре.

Читать дальше

31 октября 2018
Андрей Туполев – человек-эпоха. К 130-летию великого авиаконструктора


На тверской земле родилось множество замечательных людей, внесших значительный вклад в развитие нашей страны: генерал Михаил Алексеев, физик Олег Лосев, певец Сергей Лемешев, авиатор Михаил Громов, поэт Андрей Дементьев, писатель Борис Полевой, музыкант Александр Александров, математик Владимир Брадис, спортсмен Виктор Капитонов и многие другие. В 2018 году отмечается 130-летие авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Чем знаменит

У авиаконструкторов существует традиция присваивать самолетам названия из первых двух букв фамилий: Як – это Яковлев, Ла – Лавочкин, Пе – Петляков, Су – Сухой, МиГ – Микоян и Гуревич, Ан – Антонов. У Туполева, естественно, Ту. Правда, в начале своей деятельности как конструктора его самолеты назывались АНТ, что означало его имя, отчество и фамилию. Но марка Ту знаменита в мире больше.

Первым изделием авиационной комиссии под руководством А.Н. Туполева стал АНТ-2, первый советский металлический самолет, спроектированный и построенный в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), совершивший свой первый полет 26 мая 1924 года. За ним последовали АНТ-3, цельнометаллический двухместный разведчик – биплан, боевой самолет, АНТ-4 – бомбардировщик ТБ-1, затем тяжелый бомбардировщик АНТ-6, известный как ТБ-3. Вскоре конструкторское бюро создало АНТ-7 – разведчик Р-6, скоростной бомбардировщик АНТ-40 и уникальные творения?– самолеты «Правда», «Максим Горький», «Родина».

Если подытожить, то можно сказать, что под руководством Андрея Туполева спроектировано более 100 типов самолетов, из которых 70 пошли в серию. На самолетах установлено 78 мировых рекордов, совершено 30 выдающихся перелетов, связанных со знаменитыми именами: экипаж Шестакова, совершивший на АНТ?4 перелет Москва – Нью-Йорк в 1929 году, А. Ляпидевский, на том же АНТ-4 в 1934 году снявший со льдины первую группу челюскинцев, А. Юмашев, в 1936 году на АНТ-6 (ТБ-3) установивший пять международных рекордов, полярный летчик М. Водопьянов, впервые вместе с тремя летчиками в 1936 году посадивший самолет на Северный полюс, наш земляк М. Громов, с экипажем на АНТ-25 (РД) в 1934 году установивший мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, В. Чкалов и М. Громов, перелетевшие через Северный полюс в Америку, и другие пилоты.

Перелетим в реактивную эпоху. В 1954 году КБ Туполева подготовило предложение о создании первого пассажирского реактивного самолета Ту-104. Идею поддержали сразу и авиационное сообщество, и руководство СССР – в 1955 году началось его серийное производство, первое в мире, а в 1956 году совершен первый рейс с пассажирами на трассе Москва – Иркутск. Это было выдающимся событием.

Следующим реактивным невоенным детищем стал Ту-114, магистральный турбовинтовой самолет для беспосадочных полетов на большие расстояния. В марте 1959 года он совершил первый пассажирский перелет по маршруту Москва – Хабаровск – Москва протяженностью 14 тысяч километров со средней скоростью 730 км/ч. Создателю этих «птичек» Андрею Туполеву в 1959 году Международная авиационная федерация вручила высшую награду – золотую медаль. А за год до этого в КБ Туполева создали меньший по объему самолет Ту-124 (56–64 пассажира) для линий средней протяженности, но с большей скоростью – 900 км/ч. Затем были Ту-134, Ту-154 и всемирная слава конструктора.

Однако кратко коснемся и военной составляющей творчества Андрея Николаевича, его инженеров и ученых. Военной специализацией Туполева были бомбардировщики, из них фронтовой пикирующий Ту-2 по летно-тактическим характеристикам превосходил тогдашний немецкий юнкерс Ju-88, в отличие от старого ТБ-3, уступавшего немцу. Его серийное производство началось осенью 1943 года в разгар войны. Затем был создан дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, на основе которого был спроектирован и создан пассажирский Ту-104.

Закончим это очень краткое повествование о конструкторских достижениях Туполева в военной сфере упоминанием о стоящих на вооружении современных российских ВВС стратегических бомбардировщиках: реактивном Ту-22М3, турбовинтовом Ту-95МС («Медведь»), Ту-142МР, Ту-160 («Белый лебедь»). Они являются вершиной творчества КБ самого Андрея Туполева и его сына Алексея Андреевича.





Откуда такая глыба

Родился Андрей Туполев 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в хуторке Пустомазово бывшего Корчевского уезда (неподалеку от села Ильинского и города Кимры) Тверской губернии в многодетной семье. Отец Николай Иванович (1842–1911) – потомок выборного атамана казачьей части сибирского войска, учился на юрфаке Петербургского университета, сочувствовал народовольцам и после убийства ими императора Александра II в 1881 году был, как и многие, исключен из университета и не по своей воле выбрал местом жительства Тверскую губернию. На свои скромные средства и приданое жены куплено Пустомазово на речке Лунинке. Мать Андрея Анна Васильевна Лисицына (1850–1928) родом из Торжка, дочь протопресвитера, в семье которого ценили знания, окончила Тверскую женскую гимназию, владела французским и немецким языками.

Андрей вел обычную жизнь деревенского паренька: запрягал лошадей, колол дрова, ходил в лес по грибы и ягоды, помогал по дому. Жизнь семьи Туполевых была не мед: отец считался политически неблагонадежным, выезд куда-нибудь, где сносно платят, ему был запрещен, поэтому он, занимаясь сельским хозяйством, экстерном окончил университет, но в судебное ведомство ему дорога была закрыта. И тогда он стал нотариусом.

Дети подрастали, родители хотели дать им образование. А как, если отец был невыездным? Тогда они «разделились», формально конечно, и мать Анна Васильевна смогла свезти детей в Тверь, на лошадях, из никому не известного Пустомазова в губернский шумный город. Андрей был принят в губернскую гимназию (ныне это здание мед­университета).

На тверскую культуру эта гимназия оказала огромное влияние благодаря профессиональному подбору преподавателей. Из всех преподавателей гимназии на Андрея Туполева наибольшее влияние оказал учитель физики Николай Федорович Платонов, работа которого не была формальной обязанностью, а наполнена стремлением пробудить у гимназистов интерес к окружающему миру и инициирование у них вопросов, например таких: «Почему летают птицы?», «Что такое ветер?», «Кто создал звезды?» Последний вопрос возникал после посещения астрономического кружка и обзора ночного неба через подзорную трубу. Короче говоря, в Твери учили познавать мир не только посредством усвоения обязательных предметов, но и с помощью увлечений не слишком гуманитарными знаниями. В семье же Туполевых все были гуманитариями, друзья родителей также исповедовали гуманитарные науки и явно и неявно внушали Андрею мысль стать юристом, врачом, педагогом либо, наконец, общественным деятелем. О технических дисциплинах говорили с небольшими предубеждениями, технарь – это что-то пониже в культурном смысле. Андрей все это слушал и помалкивал.

В 1908 году Андрей гимназию окончил 20-летним парнем и, к огорчению родителей, выбрал стезю технаря: уехал в Москву и сдал конкурсные экзамены в Императорское техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана). Итак, учитель физики оказался сильнее семейной традиции.

Вторым таким человеком, оказавшим сильное влияние на формирование взглядов будущего известного технаря, стал профессор Николай Егорович Жуковский, основоположник авиационной науки, повлиявший на возникновение почти повального среди учащейся молодежи увлечения авиацией. Он впервые создал «вихревую теорию воздушного винта», а в труде «О присоединенных вихрях» научно объяснил принцип появления подъемной силы крыла. Студент Туполев с огромным интересом изучал его труды, практические опыты и конструкции: «Он был не только великим ученым, но и инженером «высшего ранга»,?– писал впоследствии Андрей Туполев.

Итак, авиаконструкторская глыба имела в своем основании три фактора: достойное воспитание в гуманитарной семье на тверской земле, учеба в гимназии под влиянием превосходного тверского учителя, влияние ученого и инженера в Москве.





Его тоже арестовывали

Жизнь Туполева была насыщена не только наукой и практикой авиастроения. Два раза его зацепляла и политика. В первый раз Туполева арестовали в 1911 году и поместили в Лефортовский полицейский участок. Причина ареста – участие в митингах студентов против карательных мер правительства. Освободили его по ходатайству сестры Веры Николаевны и директора училища Гавриленко, так как умер отец, и ему надо было быть на похоронах. Андрей уехал в Пустомазово. Хлопотами Жуковского и Гавриленко вскоре Туполева восстановили в правах студента.

В газетной статье невозможно рассказать о процессе становления Андрея Туполева эффективным авиаконструктором, о содействии ему ученых уровня Жуковского, советских инженеров, летчиков, общественных деятелей. Туполев к концу 1930-х годов стал знаменитым и авторитетным руководителем Конструкторского бюро Туполева.

Однако в СССР, как мы знаем, почти все знаменитости в сфере науки и техники подвергались репрессиям. Такое было время. Достаточно было по линии НКВД предъявить человеку обвинение в том, что он враг народа, контрреволюционер или чей-нибудь шпион, как следовали арест, помещение в тюрьму или в лагерь для «перевоспитания».

С целью изучения иностранного опыта в авиастроении советские инженеры во главе с Туполевым однажды посетили Францию и США. Раздался слух: чертежи новой машины Туполева проданы Мессершмитту. В те годы такое опровергнуть было невозможно. Последовал арест 21 октября 1937 года с официальным обвинением в том, что Туполев возглавил антисоветскую вредительскую организацию в авиапромышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции. С современной точки зрения от этой дурости хоть стой, хоть падай.

Следствие закончили в апреле 1938 года. Без суда перевели его в тюрьму в Болшеве, своеобразный распределительный пункт перед отправкой в тюремные НИИ и КБ – шараги, шарашки. Суд состоялся 28 мая 1940 года, и его приговорили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Была арестована и его жена Юлия Николаевна. Когда Андрею Николаевичу предложили работать по специальности в такой шараге, он жестко поставил условие об освобождении жены из-под ареста. К удивлению Туполева, его условие было принято, и он возглавил КБ Туполева с названием «Закрытое КБ НКВД – ЦКБ?29», где продолжились работы над созданием фронтового Ту-2.

Вместе с ним были арестованы знаменитые вскоре инженеры и конструкторы – члены ЦАГИ Петляков, Мясищев, Некрасов и другие. Среди этих других в шараге Туполева некоторое время работал знаменитый в будущем конструктор баллистических ракет и космических кораблей Сергей Павлович Королев. Они были знакомы с 1930 года, когда студент МВТУ Сергей Королев привлек внимание Туполева своими способностями и увлечением планерами. Под руководством Туполева Королев защитил дипломный проект дальнего легкомоторного самолета. Сергей Павлович всю свою жизнь был благодарен своему учителю.

27 июня 1941 года, в тяжкие дни отступления Красной армии, в условиях нехватки боеспособной техники, особенно авиационной, Туполева освободили от судимости. Но полностью его реабилитировали лишь в хрущевскую оттепель в 1955 году. Как мудрый и порядочный человек, Андрей Николаевич никому претензий не предъявлял. Все понимал.

Еще о наследии Туполева

О крылатых детищах нашего земляка мы вкратце упомянули. Но Андрей Николаевич оставил после себя и другое не менее ценное наследие. Находясь с 1930 года на руководящих постах, он либо выявил, либо воспитал целую плеяду авиаконструкторов и ученых: В.М.?Петляков, П.О.?Сухой, В.М.?Мясищев, А.И.?Путилов, В.А.?Чижевский, А.А.?Архангельский, М.Л.?Миль, А.П.?Голубков, И.Ф.?Незваль, А.А.?Туполев (сын А.Н.?Туполева, 1925–2001), С.А.?Лавочкин, А.С.?Шенгардт и другие. Все они полагали, что Туполев в авиации – это целая эпоха.

Андрей Николаевич умер 23 декабря 1972 года на 85-м году насыщенной событиями жизни. Его КБ возглавил сын Алексей Андреевич в звании генерального конструктора. В тот год в первый регулярный рейс из аэропорта Внуково в Минеральные Воды вылетел 9 февраля новый и последний при жизни Андрея Николаевича турбореактивный Ту-154 (2 часа полета, 160 пассажиров). Символично, не так ли?

Закончим краткий рассказ о нашем выдающемся земляке словами наркома авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина, хорошо знавшего Андрея Николаевича: «…гигант авиационного мира, учитель и воспитатель большого числа выдающихся советских конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные конструкторские бюро. Как крупный организатор науки, Андрей Николаевич стоит, на мой взгляд, вслед за «отцом» русской авиации Н.Е. Жуковским и его учеником С.А. Чаплыгиным».

…А началось все это на тверской земле, в местечке Пустомазово, неподалеку от города Кимры.

Борис Ершов

Источник: Караван+Я

Читать дальше

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
YouTube
Twitter

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - 2019 Город-Кимры.ru