Она принадлежит перу известного поэта, критика и литературоведа Владимира Коркунова, который, по сути, перевернул стереотипные представления о краеведении как о занятии хоть полезном и увлекательном, но вроде бы далеком от серьезной науки.
Простое и лаконичное заглавие книги вобрало в себя результаты кропотливых 12-летних разысканий, связанных с воплощением образа города Кимры в художественной литературе и публицистике – от грамот Иоанна IV Грозного до современности. Сам автор, успевающий следить за быстролетными текущими публикациями, назвал проделанную работу «альтернативной историей края», которая тем не менее укладывается «в традиционный кимрский краеведческий канон».
Как и подобает фундаментальному исследованию, его предваряет экскурс в историю Кимр, которую украшают имена выдающихся путешественников, писателей, поэтов. В первой части «Кимрский текст»: этапы формирования» автор в качестве точек пересечения выбрал литературные и исторические константы кимрского края в их взаимопроникновении. Это придало его книге (де-факто научной монографии) методологическую выверенность и информационную насыщенность. Последние в свою очередь подкреплены системными характеристиками писательских феноменов, выстроенными в единый логический ряд вехами местного литературного процесса в разные эпохи, выделением четких – пространственных и содержательных – универсалий кимрских текстов. Впервые стали достоянием широкой аудитории уникальные издания и публикации, воссоздающие дух времени и – особенно – советского периода нашей истории, который, чего греха таить, до сих пор не пользуется должным вниманием ученых или осваивается ими в основном с целью поиска ярко отрицательных акцентов.
Владимир Коркунов не ограничился лишь изучением и систематизацией исторических и литературных источников о Кимрах. В повествование пластично введены свидетельства «из первых рук» – дневниковые записи очевидцев, воспоминания старожилов, а также его личные наблюдения. Это помогает более полно реконструировать обстоятельства вынужденного пребывания в Кимрах Осипа Мандельштама, колоритнее описывать городской быт во время войны… Автор свободно ориентируется в огромном количестве сведений, поскольку обладает не только глубокими знаниями истории города и великолепной эрудицией, но и чувством Родины, которое удивительным образом расцвечивает сухие данные словно разлитым между строк (хотя и явным) эмоциональным восприятием.
В книге наконец-то внесена полная ясность в дискуссионный вопрос: как географически и официально соотносятся друг с другом Кимры и Савелово? Исследователь доказал, что с 1934 года Савелово является частью Кимр, и противопоставлять их в качестве отдельных населенных пунктов с того момента нет никаких причин.
Вторая часть книги «Локальная биография (Савеловский период в судьбах русской литературы)» логически продолжает первую, правда, под иным углом зрения – биографическим. «Изучая кимрское бытие наиболее ярких писателей, связанных с локусом, мы приближаемся к новому пониманию (более точному контексту их произведений). Не имея представления о пребывании в Кимрах Мандельштама, невозможно полноценное толкование его «савеловского цикла»; не прояснив этапы жизни Михаила Бахтина, трудно осознать сложности, связанные с научной работой здесь, – и становится понятен смысл его писем», – правомерность такого утверждения Коркунова очевидна. Сказанное вооружает краеведов нужной и целостной методикой постижения закономерностей регионального историко-литературного развития. Идя таким продуктивным путем, автор подробно рассмотрел кимрский сегмент творчества Беллы Ахмадулиной и Осипа Мандельштама, освежил память о прозаике Макаре Рыбакове, извлек из забвения биографию и поэзию Сергея Петрова, погибшего на фронте в 1941 году.
Третья часть включает статьи и очерки по истории Кимр, причем некоторые из них весьма любопытны, например, «Рифмы к слову «Кимры» и «Где кроме Кимр есть Кимры?». Прекрасным фактологическим дополнением к книге служат многочисленные иллюстрации: портреты, городские пейзажи, в том числе с безвозвратно исчезнувшими храмами, жанровые и групповые фотографии, обложки книг, газетных вырезок и т.д., но, к сожалению, качество их воспроизведения далеко не лучшее.
Солидный труд Владимира Коркунова показывает, насколько крепко и плотно вписаны Кимры в отечественную историю, сколько ценны кимрские «изюминки» в ее вековой кладке. Он может стать важным подспорьем в формировании имиджевой стратегии этого города, района, да и Тверской области в целом.
Александр БОЙНИКОВ