На днях губернатор Тверской области Игорь Руденя поздравил трех преподавателей с присвоением им звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». В их числе была учитель русского языка и литературы кимрской гимназии «Логос» Людмила Суслова.
Среди учеников Людмилы Петровны – люди, которые своей любовью к литературе обязаны ей: победители Всероссийской олимпиады, поэты, филологи. Кстати, первым, кто сообщил ей о награждении и поздравил с присвоением высокого звания, была ее ученица, которая пять лет назад сдала экзамен по литературе на сто баллов, окончила педагогический университет в Москве и сейчас работает в школе.
Детство Людмилы Сусловой проходило в педагогической среде в окружении ставших страстью книг. Даже в любимую музыкалку бежала, с трудом оторвав себя от чтения.
Почти всю свою жизнь она живет в Кимрах, за исключением тех нескольких лет, которые провела в Забайкалье, куда поехала вместе с мужем, отправленным туда по распределению. Там сорок лет назад и начала свою педагогическую деятельность.
Вернувшись в 1986 году в Кимры, пошла работать туда, где училась сама, учились ее муж и дети и где преподавала русский язык и литературу ее мама. Передав дочери в наследство свои часы в 10-м классе, мама в тот год ушла на пенсию.
Школа, ставшая родным домом, сейчас называется гимназией. Этот статус она получила и благодаря деятельности Людмилы Сусловой, на тот момент заместителя директора по экспериментальной работе.
Людмила Суслова рассказала «Тверским ведомостям» о своем жизненном пути и призвании учителя, о перестройке в стране и школе, о ЕГЭ и творчестве.
Как-то заведующий городским отделом образования попросил меня выступить на конференции «Элементы творчества в работе учителя». Я задумалась, что именно в моей работе можно назвать творчеством, и поняла: все, чем я занимаюсь, и есть творчество. Тогда не было ни учебников, ни методичек, а нужно было идти на урок и преподавать по новым, только что созданным программам.
Ушли идеологическая направленность, жесткая регламентированность, прописанная в советской школе. Помню, дети меня спрашивали: «Вот вы говорите, что, с одной стороны, на это можно посмотреть так, с другой – иначе. Вы нам скажите, как правильно!». Я им отвечала, что они узнали разные точки зрения, а делать выбор надо им. У тех, кто в прежние времена сдавал выпускной экзамен по литературе, была опора – учебник и произведения, которых, по сравнению с сегодняшним днем, в программе было гораздо меньше. И все было четко прописано, что сказать по каждому вопросу. Сейчас такого нет, объем материала значительно увеличился. Жаль только, что количество часов, отведенных на литературу, осталось прежним.
Мне кажется, когда учителю самому интересно, становится интересно и детям. Учителя могут зажечь ребят, привить любовь к чтению. «Что за старье мы изучаем – XIX век!» – протестуют они. А педагог на примере литературы может показать, что ничего не изменилось в человеке, спустя столетия он остается прежним.
Меня очень творчески заряжала личность Сергея Волкова. Это известный в стране педагог и бывший главный редактор журнала «Литература» («Первое сентября»), учился в Твери, в 10-й гимназии, у Анны Евгеньевны Иллюминарской. На одном из выступлений он сказал: «Мы должны показать результаты своей деятельности на экзамене, но, когда закрывается дверь в классе и учитель остается один на один с учениками, он волен делать все что хочет». Эти слова мне понравились – это так и есть, ты должен их научить, а уж как ты это сделаешь, твое дело.
Литература как школьный предмет, конечно, труднее русского языка: нужно научить писать сочинения. Это не тесты, как некоторые говорят о ЕГЭ, а творческие сложные задания.
Про ЕГЭ иногда говорят, что это натаскивание, но это не так: он требует больших серьезных знаний. Регулярно в Интернете публикуют полные чудовищных ошибок сочинения абитуриентов МГУ, характеризующие их как невежественных, ничего не знающих людей. Я в это не верю. В вуз, тем более такой, поступить с ничтожными знаниями невозможно.
Современные выпускники, я полагаю, сильнее тех, кто оканчивал школы 30 лет назад, – уже просто потому, что им пришлось больше потрудиться, что они, по сравнению с моими ровесниками, сдававшими по семь-восемь экзаменов, более ориентированы на выбранный ими предмет.
А чувство, что вокруг слишком много неграмотных, возникает из-за повального стремления высказываться публично, писать в соцсетях. Во все времена были двоечники, но этой возможности у них не было.
Мне везет – я всегда работаю с хорошими детьми, ориентированными на учебу. У них есть мотивация. Может, потому, что я работаю в гимназии, двоечники мне не попадаются.
На протяжении всей жизни каждый год в сентябре читаю стихотворение Тургенева «Русский язык». Мысль, высказанная в этих нескольких строчках, всегда актуальна. И каждый раз она звучит по-новому. Когда мы предлагаем упростить жизнь и в том числе язык, когда не готовы в нее погрузиться и преодолеть трудности, именно язык спасает нас и поднимает нас над собой. «Ты один мне поддержка и опора».
Я говорю детям: «Да, язык сложен, но надо не плакать из-за того, что там много исключений, а гордиться им, стараться его узнать, дотянуться до него, чтобы научиться радоваться его красоте».
Будь в курсе! Подписывайся на Telegram-канал «Город-Кимры.ru».