Глыба, личность… О нем написаны десятки статей, и только перечень его заслуг и произведений может занять несколько листов. Мы же напомним лишь несколько фрагментов удивительной биографии известного художника, который родился в Тверской губернии, рос и учился в Ленинграде, воевал, был сослан в Карпинск, стал главным художником в Нижнем Тагиле, а умер в Германии.
Вот именно над этой росписью в 1969 году в составе творческой группы и трудился Михаил Дистергефт. Информацию об этом вместе с фотографиями процесса работы бережно хранят в музее театра кукол.
Родился в 1921 году 26 апреля в селе Савелово Тверской губернии (Калининской области), через пять лет семья переехала в Ленинград, где он учился в художественной студии Ленинградской академии художеств. Весной 1941 года призван в ряды Красной Армии и с первых дней Великой Отечественной войны – на фронте. Но через несколько месяцев отозван в тыл, потому что немец и сын репрессированного. Потом стройбат, работа на строительстве Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском, далее - Карпинск и Богословские угольные копи… Здесь он встретил дочь репрессированного Элеонору Павловну Гронвальд, и осенью 1944 года они поженились.
Наброски о лагерной жизни позже станут основой серии «В те годы», посвященной темам репрессий и жизни трудармейцев. Названия листов: «Ноктюрн. 1937», «Без права переписки», «Тройка. Особое совещание», «Истощение», «В бараке», «Шаг влево – шаг вправо», «Несущие уголь», «Кафедра профессора О. Бадера», «В трудармии», «Жертвам массовых репрессий. Реквием»…
Как отметила директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева: «Переходя от одного произведения к другому, словно листаешь страницы нелегкой жизни не одного человека, а целого поколения. Листы этой серии, с одной стороны, глубоко личностные, а с другой - имеют огромное общечеловеческое значение. Вместе со своим народом Дистергефт прошел трудный путь, но выжил, не согнулся. Через частное и личное художник поднимается до глубоких обобщений, дающих характеристику целой эпохе. Пережив жизнь за колючей проволокой, испытав унижения и оскорбления, увидев близко смерть, горе и страдания людей, ему близких, и, казалось бы, совсем чужих, художник доверительно и откровенно, и в то же время с болью рассказывает о непростой истории страны, о судьбах людей, пытаясь сохранить «историческую память народа».
В 1994 году была издана «Книга памяти», посвященная тагильчанам – жертвам репрессий с 1917 по 1980-е годы. Составителем и автором части материалов стал преподаватель педагогического института Виктор Кириллов, а среди его соавторов – сотрудники архивов, краеведы, в том числе Иван Коверда и член Союза художников РФ Михаил Дистергефт…
Научно-публицистическое издание, основанное на краеведческих материалах, впервые показывало читателям процесс становления репрессивной системы в Нижнем Тагиле, было снабжено картами, документами, фотографиями, воспоминаниями и подборкой листов из серии «В те годы». Начиналась она центральной частью триптиха «Ноктюрн. 1937» и комментарием автора: «Белая ленинградская ночь… Эти черные «воронки», увозившие людей в неизвестность, были характерным дополнением городского пейзажа».
Кстати, в списке тех, кому авторы выражали благодарность за помощь в создании сборника, есть и Элеонора Дистергефт – составитель рукописного варианта «Книги Памяти».
А Михаил Дистергефт спустя пару лет получил за серию «В те годы» премию губернатора Свердловской области в сфере искусства.
- Потрясающие люди. Познакомилась с ними, когда была еще школьницей, ходила в научное общество учащихся, искусствоведческую секцию. Элеонора Павловна работала в музее главным хранителем, а Михаил Васильевич, можно сказать, был здесь нештатным художником, о всех выставках с ним советовались. Он несколько лет являлся главным художником города, отвечал за художественно-эстетическую составляющую Нижнего Тагила. А как он выступал на открытиях, делился знаниями о прочитанных книгах, о жизни. Это общение происходило больше 30 лет - с 1973 года, когда я пришла в музей, и до 2005-го.
- В одной из публикаций прочитала, что, несмотря на тяжелую судьбу, Михаил Дистергефт был человек жизнелюбивый, жизнерадостный. Это действительно так?
- Судьба у него, можно сказать, страшная. И, конечно, он все время не ходил с улыбкой на лице и о серьезных вещах всегда говорил серьезно. Но с другой стороны, не нагнетал и не вспоминал каждый день этот ГУЛАГ. Он умел радоваться каждому дню жизни, каждому положительному моменту, всему красивому.
И неудивительно, что после стольких лет общения Марина Владимировна, лучше многих других знавшая эту семью, стала исследователем их творчества и автором нескольких статей, среди которых: «Творческий и жизненный путь художника М. В. Дистергефта, участника Великой Отечественной войны», «Душа обязана трудиться», «Мой главный учитель – Э. П. Дистергефт». И это ей принадлежат слова: «Вместе они прошли долгий путь, успев отметить 60-летний юбилей совместной жизни. Всю сознательную жизнь они служили искусству и культуре Нижнего Тагила».
Михаил Васильевич, получив сюда перевод на спецпоселение, сразу был принят в художественно-промышленное училище и окончил его экстерном. Преподавал в художественной студии ДК НТМК. Работал в Нижнетагильских художественно-промышленных мастерских худфонда, вступил в Союз художников СССР, участвовал в создании экспозиций литературно-мемориального музея писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка, музея минералогии горно-металлургического техникума, был главным художником города, членом градостроительного совета… Участвовал в создании монументальной росписи фойе театра кукол и «Врачи Нижнего Тагила» в одной из городских больниц.
Он автор цикла печатных листов «Тагил индустриальный», посвященного Нижнетагильскому металлургическому комбинату и его труженикам. Сотрудники музея отмечают, что художнику удалось так показать размах строек, величественные индустриальные пейзажи и поэзию трудовых будней, что его работы после нескольких выставок разошлись по музеям СССР.
Михаил Дистергефт создал несколько портретов МаминаСибиряка и масштабных серий, в числе которых карандашные портреты рабочих Тагила дореволюционной и революционной поры, карандашные рисунки «Орденоносный комсомол», линогравюры «Герои гражданской войны на Урале», гравюры «Ура, Урал!» по мотивам книги французского писателя Луи Арагона и «Исторические и архитектурные памятники Нижнего Тагила». А еще была серия портретов «В первых рядах. Антифашисты» и много уральских пейзажей.
Элеонора Павловна Дистергефт три десятилетия своей жизни посвятила музею изобразительных искусств. Сначала была экскурсоводом, затем главным хранителем, потом директором. Создала первый научный каталог музея, изданный в 1973 году в Москве.
Михаил Васильевич создал несколько десятков иллюстраций и листов по мотивам литературных произведений. Ксения Баданина подробно рассказала об этом в докладе, отметив: «Произведения условно можно разделить на два периода. Первый - 1950-60-е, когда Михаил Дистергефт создавал иллюстрации к конкретным литературным произведениям, много работал над романами и рассказами Д.Н. Мамина-Сибиряка, вероятно, планировал, что его рисунки попадут в издания писателя. Второй период – с конца 1960-х по 1990-е, когда он делал станковые работы, посвященные литературным произведениям. Книги с иллюстрациями Дистергефта не были изданы. Но анализ и систематизация графических листов демонстрируют кропотливую работу художника с литературным текстом и его визуальным воплощением, позволяют «прочитать» образы, сюжет произведения и в какой-то мере воссоздать облик неизданных, но, возможно, задуманных книг».
В середине прошлого века Михаил Дистергефт активно изучал творчество и биографию Дмитрия Мамина-Сибиряка, принимал участие в оформлении музея писателя в поселке Висиме, создавал серии иллюстраций к романам «Горное гнездо» и «Три конца», рассказам «Савоська», «Башка», «В глуши», «Бойцы», «Емеля-охотник», «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича», «Богач и Еремка». По словам искусствоведов, в музейных и частных собраниях сохранилась галерея рисунков Дистергефта к малой прозе Мамина-Сибиряка, что наводит на предположения о его работе над конкретным изданием, сборником писателя, так как все рисунки близки по художественному языку, реалистичны и повествовательны.
В семье художника сохранились небольшие зарисовки и к другим произведениям. А еще у него были наброски, посвященные цирку, басням Крылова и Чарли Чаплину, триптих по мотивам произведений Шаламова «Не верь. Не бойся. Не проси»…
Кстати, в Свердловской области 2022-й объявлен годом Мамина-Сибиряка в честь юбилея писателя. Может, настало время вспомнить про иллюстрации Дистергефта к его книгам и издать их?
Был подготовлен и большой биографический материал на сайте городского исторического архива Нижнего Тагила, где особо отмечено: «Имя Михаила Дистергефта прослеживается почти в каждом личном архивном фонде. Для многих он был другом, учителем, соратником, вдохновителем. Материалы о его жизни и творчестве входят в число документов личных архивных фондов, фондов общественных организаций Нижнего Тагила, в фото- и видеоколлекции, находящиеся на хранении в городском историческом архиве. Благодаря этим документам память об этом талантливом художнике будет жить вечно».
В конце 2021 года в Нижнетагильском музее изобразительных искусств издали альбом-каталог «Михаил Дистергефт. Известный и неизвестный», посвященный творческому пути художника. Такие люди достойны того, чтобы о них не просто помнили, их именами нужно называть улицы города.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ТЕАТРОМ КУКОЛ, ГОРОДСКИМ ИСТОРИЧЕСКИМ АРХИВОМ, ARTMNT.RU.