Но в школе есть одно такое волшебное место, которое остаётся неизменным и в котором побывал абсолютно каждый ученик – это школьная библиотека!
Чем же сейчас живёт школьная библиотека? Какие у неё проблемы? Какие вызовы стоят перед школьной библиотекой?
Чтобы ответить на эти вопросы, редакция нашей газеты решила взять интервью у Лобачёвой Ирины Павловны, ведущего библиомедиатекаря МОУ «Гимназия №2».
- Ирина Павловна, добрый день. Как приятно вновь посетить хранилище «книжных знаний» – школьную библиотеку. У Вас так уютно: благоухающие цветы, тишина и добрая атмосфера.
Добрый день. Вы абсолютно правильно подметили. Цветы – это красота, от которой каждый человек, будь он взрослый или школьник, должен получать эстетическое наслаждение. Дети – это тоже «цветы», которые в библиотеке учатся приобщаться к прекрасному: к книге, к эстетике, найти вдохновение для творчества и новых идей. Тишина помогает сосредоточиться и насладиться незабываемым шелестом страниц. «В тишине библиотечной каждый слышит голоса, речи птичьи, человечьи, в каждой книжке – чудеса».
- Принято считать, что современных детей интересует что угодно – интернет, компьютерные игры, только не книги.
Да, к сожалению, в последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Между прочим, читателем он становится раньше умения читать и в этом огромную роль должна играть семья. Ведь ребенок сначала слушатель, а потом уже читатель. Колыбельные, загадки, стишки, сказки на ночь, а наша задача в школьные годы — это желание вовремя поймать, удержать и постараться развить.
- Как понять, что книга хорошая? Ведь сейчас выходит много всякой литературы?
Общего признака хорошей книги книги не существует, потому что никто не отменял вкуса. Конечно, дети покупаются на удачное название или яркую обложку, а в результате получают скучную, безыдейную, абсолютно бесполезную книжонку. Уверена, что хорошая книга – это, безусловно, книга со смыслом. Во всех жанрах на любой вкус есть свой смысл. Хорошо, когда появляется желание поиграть в мир, который описан в книге, каким бы то образом туда попасть, или имитировать попадание. Ну и, конечно, хорошая книга должна быть хорошо написана с соблюдением всех литературных норм, чтобы после ее прочтения увеличился словарный запас читателя, расширились его познания азов правописания.
- Думаю, что мало найти хорошую книгу, надо, чтобы и ребёнку она понравилась. Вкусы родителей и детей часто не совпадают. Как угадать, что именно нужно?
Выбирать же книгу надо сердцем, доверять первому порыву в желании, прислушиваться к советам и рекомендациям людей. Ну а если уж с выбором совсем туго, то всегда можно выбрать классику – русскую или зарубежную. Конечно, вкусы родителей и детей часто не совпадают, но нужно учитывать и такой нюанс как смена или появление новых интересов со временем. Как говорил Альберт Эйнштейн «самая большая глупость – это делать тоже самое и надеяться на другой результат».
- Продолжите фразу: современная библиотека – это…
Современная библиотека – это не огромный книжный шкаф, а необходимое пространство для всестороннего развития с большим потенциалом. Главное, на мой взгляд, это пространство открыть. К сожалению, в наш цифровой век школьные библиотеки оказались в большом кризисе. Необходимо, естественно, перестраиваться, чтобы выполнять не только просветительскую миссию, но и педагогическую. Возникает множество вопросов, а именно: как привить современным детям любовь к чтению; как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым для образования; как учить детей читательской грамотности? Безусловно, все эти и многие другие вопросы необходимо учитывать в работе современной библиотеки. Но, всё же, в наш стремительный век в каждой школе, я уверена, должно быть местечко, где любой ребёнок может просто отдохнуть, помечтать, поплакать или просто посмеяться, обдумать свои проблемы и даже иногда поделиться ими. Школьная библиотека должна быть таким местом – только в таком сочетании я вижу современную школьную библиотеку.
- Каковы предпочтения сегодняшних юных читателей?
Дети, особенно маленькие, в первую очередь реагируют на оформление книжки: чем она ярче и красочнее, тем быстрее ребенок обратит на нее внимание. Наши читатели любят произведения о животных, о детях, приключения, фантастику. И, конечно же, сегодня ребята читают то, что когда-то любили читать их родители: книги, рассказывающие о дружбе и любви, взаимопонимании и доброте, актуальны во все времена. Правда, в последнее время немного настораживают запросы на книжки – ужастики, но таковых в библиотеке нет и первое же предложение о замене их хотя бы детским детективом всегда принимается.
- Что изменилось в библиотеке в связи с принятием «Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?
Такой литературы, от которой детей стоило бы оградить, у нас в гимназии просто нет. Все, что печатается сейчас, уже должно иметь маркировку по возрасту – это задача издателя. Кроме того, в нашей библиотеке всегда было разделение книг по возрастам: есть отдел обслуживания младших читателей, где собраны книжки для дошкольников и младших школьников, и отдел абонементного обслуживания читателей 5-11 классов.
- Что значит работа библиомедиатекаря в такой современной школе как Ваша гимназия?
Библиотека не осталась в стороне от происходящих в современном мире изменений. Интернет, как глобальная компьютерная сеть, открыла перед нами новые возможности и обширное поле деятельности. В библиотеках интернет используется, прежде всего, как справочный ресурс для поиска необходимой информации. Это еще и аппарат для автоматизации библиотечной деятельности, создание электронного каталога с элементами штрихкодирования каждой книги, электронное контролирование движения изданий, формирование инвентарных книг, осуществление электронной книговыдачи. В библиотеке нашей гимназии успешно внедрена библиотечная системы OPAC-Global. Чтобы успеть за изменениями, происходящими в нашем обществе, библиотекарь должен постоянно учиться. От его профессионального уровня зависит не только какими будут библиотеки в будущем, но и будут ли они вообще.
- Каким, на Ваш взгляд, должен быть библиотекарь?
В первую очередь, нужно любить детей таких, какие они есть - забавных, порой лохматых, вечно куда-то торопящихся. А вообще детский библиотекарь – это и педагог, и психолог, и режиссер, и артист. Один человек должен «играть» множество ролей, потому что с детьми нужно работать иначе, нежели со взрослыми. С ребенком важно найти общий язык, заинтересоваться им как личностью и суметь заинтересовать его книгой – и тогда он снова и снова придет в библиотеку.
К сожалению, со стороны многих, наша работа «и на первый взгляд как - будто не видна», да и на «второй» тоже, что иногда просто отбивает руки не только что-то менять в своих библиотеках, но и меняться самим. Но, как бы то ни было, мы, несмотря на отсутствие финансирования, «идем в ногу со временем»!
- Сколько лет Вы посвятили работе библиотекарем в гимназии № 2?
В библиотеке гимназии я работаю с 1998 года, за это время многое изменилось. Неизменным осталось одно – это книжный фонд художественной и детской литературы, который совсем не пополняется и не обновляется. Средства выделяются только на обновление фонда учебников, а основной, поистрепавшийся временем, фонд пополняется только за счет дарственной литературы. Конечно, все теперь можно прочитать в электронном виде, но никогда ничем нельзя заменить старую, добрую, шуршащую страницами, восхищающую иллюстрациями, милую детскую книжку.
Да и в библиотеке то я человек случайный. По образованию я математик, закончила Тверской государственный университет, факультет «Прикладной математики и кибернетики». Но будучи женой офицера при выборе - карьера или семья - предпочла семью. По воле судьбы оказалась в библиотеке гимназии и задержалась здесь на двадцать с лишним лет. Но не жалею, в современном глобальном компьютерном мире образование, навыки и способности очень пригодились, а дети, школа и книги – неотъемлемая часть жизни каждого человека.
- Что читают сами библиотекари?
Очень люблю классику, это кладезь красноречия и истинного воплощения богатства русского языка. Как же этого не хватает у современных школьников. Недавно перечитала любимую книгу Джейн Остин «Гордость и предубеждение».
- Ирина Павловна, к сожалению, подходит к концу время нашей очень увлекательно и интересной беседы. Как хотелось бы продолжить наш разговор, но, увы, Вас ждут юные читатели, чтобы окунуться в прекрасный мир чтения!
Чтобы Вы пожелали Вашим юным любителям книги?
Мои дорогие юные любители книг, мои читатели. Я всегда рада вас видеть, общаться. Обязательно посоветую какие книги почитать в первую очередь. Пожелания ваших родителей также могут помочь мне при выборе литературы. Искренне надеюсь, что книга станет для вас настоящим другом!
Уважаемая Ирина Павловна, огромное Вам спасибо за интервью.
Зубков Кирилл