«Если меня зацепит, я буду заниматься»
– В каком возрасте началось ваше увлечение спортом?
– Ещё подростком я постоянно занимался спортом: хоккей, лыжи, футбол, лапта и прочее. Спортзалов тогда нормальных не было, поэтому все на улице. В 18 лет я окончил школу, пошёл работать, а там ребята занимались тяжёлой атлетикой. Я тоже решил попробовать. Мне дали штангу с весом 40 кг. Ну, я попробовал и не смог. Правда, я тогда сам весил 48 килограмм. Меня подняли на смех, и это послужило стимулом – я же не слабак, вот и стал с ними заниматься, вошёл во вкус, и увлекаюсь этим до сегодняшнего дня. – То есть вы уже почти 60 лет занимаетесь?
– Да, хотя были и перерывы, в том числе из-за других увлечений.
Вообще, моя жизнь делиться на несколько этапов. Я человек очень увлекающийся. Если меня что-то зацепит, то я буду заниматься до тех пор, пока не достигну хотя бы среднего уровня в этом деле.
Сначала я много играл на гитаре – дошло до того, что начал даже заниматься самодеятельностью. Но штангу в это время я не бросал. Вот это первый этап.
Второй этап – у меня родился сын. Фотографируя, как он растёт, я увлёкся репортажной фотографией. Меня это так затянуло… в общем, закончилось всё персональной выставкой. Но штанга в это время так и «шла» у меня, правда, я уже меньше тренировался.
Потом я переехал в Курчатов (Казахстан) работать на ядерный полигон. Там меня директор школы и попросил заняться в нерабочее время штангой с детьми. Я с удовольствием согласился, стал тренировать школьников. Я так увлёкся этими детишками, что мне даже деньги не нужны были. После смены на полигоне я бежал на автобус и ехал в зал, при этом приходилось проехать 60 км. В то время мои тренировки были неспециальными – пока детям показывал упражнения, занимался и сам. Третий этап – в качестве тренера – длился почти 20 лет.
«Небритым на тренировку не хожу»
– А как вы попали из Казахстана в Тверскую область? – За работу во вредных условиях мне дали квартиру в Кимрах. Здесь зала не было, поэтому пришлось дома из подручных материалов сделать штангу. Потом в здании детсада молодым ребятам сделали спортивную школу. Я стараюсь заниматься один, так как у молодёжи своя музыка. Они её как врубят, так долбит по мозгам, что я не могу.
– Но вы до сих пор участвуете в соревнованиях?
– Да, бывает, но сейчас уже реже. Раньше я вообще стеснялся выступать на соревнованиях. Там всё-таки по большей части молодые, куда я, старик, полезу. Товарищ один позвал меня однажды в Москву на соревнования, я согласился. А там на соревнованиях столько оказалось дедов и ветеранов: от 40 и до 80 лет. Мне стало даже интересно выступать. Но сейчас финансы не позволяют, до 2014 года я работал токарем, получал зарплату, плюс ещё пенсия. Я мог позволить себе креатин, BCCA, хоть и дорого, но раз в год принимал. Потом хозяин мастерской обанкротился, и стало сложнее. Да и соревнования становятся дороже, хочется выступить и в пауэрлифтинге и в жиме – это уже 6 тысяч, плюс гостиница, переезд… В одном виде – 3, 5 тысяч.
На последнем чемпионате мира в 2014 году я поставил несколько рекордов мира. Также побивал и свои рекорды, и рекорды других спортсменов. Ставил я и абсолютные рекорды среди ветеранов (40-80 лет). – Ну вот, а вы говорите, что никаких достижений у вас пока нет…
– Вы знаете, я посмотрю в Интернете, как бабуся 90-летняя на шпагат садится, так мне далеко ещё до её достижений. Или дедуля, ветеран войны (около 90 лет), на бутылку упирается и горизонтально своё тело держит. Вот ими я восхищаюсь, они мой допинг к тому, чтобы продолжать и совершенствоваться. – А родственники поддерживают вас?
– Раньше ругались, а сейчас привыкли, убедились, что всё у меня хорошо. Внук и внучка у меня тоже спортом занимаются – гимнастикой. Старший, ему 12 лет, занимается тхэквондо, но это дорого: форма, частые соревнования… Как школу закончит, я его хочу в тяжелую атлетику привести, буду его тренировать. – Никогда не было мысли уйти из спорта или перейти на что-то полегче из-за здоровья или по другим причинам?
– Нет, штанга – это моя жена. Я даже небритый на тренировку никогда не хожу. И всегда ласково с ней: поглажу или обниму. А если кто-то из спортсменов бьёт по штанге или ругается на неё, когда подход не получится, я останавливаю: «Нельзя же так, это же невеста, женщина». Жена даже когда-то ревновала, но потом успокоилась.
К врачам я не хожу, прекрасно знаю, что они скажут: «Прекращай!» Многие считают, что я слишком много тренируюсь, но я же чувствую свой организм: когда надо – тренируюсь больше, когда нет – наоборот.
– Каковы ваши пожелания для начинающих спортсменов?
– Занимайтесь любым видом спорта. Мне 75 лет, иногда посмотрю в зеркало, а там старик. Приду на тренировку и чувствую, что мне всего лет 50. Главное же не то, что ты видишь, а то, как ты сам себя чувствуешь. Когда у меня были проблемы со здоровьем, я сразу бежал в зал.
Так что занимайтесь. Главное – не водка и не наркотики. А захотите профессионально заниматься, там и тренер найдётся.
Екатерина Смирнова