Дата: 06 мая 2021

В Твери Кимрский театр драмы и комедии представил спектакль «Сказание об Анне»

В Твери 4 мая на сцене академического театра драмы развернулась военная трагедия «Сказание об Анне», привезенная из Кимр театром драмы и комедии. Идеи губительности войны, ее неестественности, которая нарушает привычный ход вещей, и свои личные переживания воплотил на сцене режиссер-постановщик Евгений Сикачёв.

Перед спектаклем Евгений Сикачёв дал интервью представителям тверских СМИ. Он рассказал о работе с актерами на репетициях, о театре в Кимрах, главным режиссером которого он является уже пять лет, и, конечно, о своей постановке известной трагедии З.К. Тоболкина «Сказание об Анне». Говоря о методах работы с актерами, Е.В. Сикачёв подчеркнул:

– Творить может только свободный человек. В рабском состоянии творить довольно трудно. Я уже пять лет главный режиссер театра, и я стараюсь обходить все это – стараюсь как можно меньше насиловать своих артистов, добиваться того, чтобы они сами доходили до того, что нужно для спектакля. Моя задача – направить их.

Сам Евгений Сикачёв тоже играет в спектаклях.

– У меня три роли: Егор Булычов, «Егор Булычов и другие», Горький; Доменико Сориано, «Филумена Мартурано», Эдуардо де Филиппо; главная роль «На бойком месте» Островского.

Кимрский театр драмы и комедии достаточно долго не выезжал в Тверь – около трех лет. Совсем недавно театр гастролировал в Арзамасе (Нижегородская область), где публика с теплом приняла четыре спектакля: «На бойком месте», «Тартюф», «Чиполлино», «Чудесный колодец». Город с его старинными купеческими постройками напомнил Евгению Сикачёву Кимры.

Переходя к своему театру, режиссёр описал его труппу так:

– Это самый молодой театр, потому что ведущие актеры, на которых сейчас держится основной репертуар («Сказание об Анне», «Отелло»), выпускники Казанского театрального училища, пришедшие к нам примерно 12-13 лет назад. Дальше уже идет старшее поколение. Молодые, талантливые, дерзкие, готовые думать, и самое главное, что большинство актеров – очень умные люди. А с умными людьми, у которых есть свое видение вещей, очень интересно работать.

Спектакль «Сказание об Анне» выпустили 20 марта в прошлом году – одновременно состоялась сдача и премьера. Уже на следующий день театр ушел на карантин. На данный момент спектакль был показан уже семь раз (восьмой раз – в Твери, что можно считать «практически премьерой», как утверждает режиссер). О выборе пьесы для постановки Сикачёв рассказал:

– Я хотел поставить спектакль, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Я хотел высказать, что это не только пулеметные очереди – хотя это все было: и подвиг Гастелло, и Зои Космодемьянской. Но мне хотелось показать простых людей. Меня заинтересовало название «Баня по-черному» (второе название). Это очень сложная пьеса. Вообще, это киносценарий: в самой пьесе есть эпизоды по два-три слова – и эпизод меняется. Пришлось поработать с ней: просто упорядочить, какие-то эпизоды убрать, какие-то переправить, переставить.

Евгений Сикачёв отметил, что после этого он ознакомился со всем творчеством Тоболкина, в том числе с его письмами. Из них он узнал, что все люди в пьесе имели реальных прототипов. У них были очень страшные судьбы. Так, председателя сельсовета Бурмина нашли в 1948 году в поле – он умер от разрыва сердца, потому что работал один вместо женщин, на плечи которых лег весь непосильный труд во время войны.

В начале первого акта зрители наблюдают последний мирный день в глухой сибирской деревне. В крестьянском дворе Демид Калинкин (А.А. Азовсков) с сыновьями строит баню, пожилой Семен Саввич (В.В. Сухарев) рассказывает про Первую мировую войну. У каждого из трех братьев Калинкиных свои житейские проблемы. Старший Федор (А.А. Кулаев) занимается своим «диковинным тарантасом», за что его называют Кулибиным, средний Кирилл (Р.А. Богомазов), кажется, самый беспутный и только и делает, что «озорует». Младшего Ждана (Д.В. Ващенко) можно охарактеризовать как романтическую натуру: он верит, что жизнь обязательно устроится и люди будут жить в обществе, где все друг другу доверяют.

В этой маленькой сибирской деревне, которую нам представляют с первых же минут, – целый неповторимый мир, целая вселенная из разных судеб, счастливых, как у Калинкиных, и не очень, как, например, у озлобленного на всех почтальона Евсея Рязанова (В.В. Бутаков). Актеры проживают эту разноцветную жизнь – беззаботную или наоборот омраченную какими-то событиями, – на сцене кипит эта жизнь.

Но атмосфера меняется в один миг: жители деревни узнают о том, что началась война. Происходит это тоже как-то по-бытовому, в сельсовете: разговор председателя сельсовета Федота Бурмина (А.В. Филатов) и Анны Калинкиной, матери семейства (Н.В. Азоскова) прерывается назойливым звонком. Этот звонок и становится роковым. Новость распространяется, и все вокруг замирает. На сцене прекращается всякое движение, символизирующее течение жизни. Люди, разобщенные ранее житейскими мелочами, едины в своем ужасе перед будущим. Сцена окрашивается красным – цветом крови. Слышится звук набата.

Анна отдает самых своих дорогих людей – мужа, сыновей, сначала двух, а затем на фронт уходит и третий, младший. За одну-единственную ночь Анна переживает множество эмоций: от страха до какого-то неведомого надрыва во время прощания с мужем, когда они вспоминают свою молодость и свою влюбленность. Н.В. Азоскова невероятно тонко чувствует героиню и передает весь спектр переживаний женщины, которую оставляют ее любимые люди. Мужчины уходят на войну, поднимаясь на возвышение на сцене: окидывают в последний раз взглядом родной двор и исчезают. Позже на этом же месте исчезнет Тоня, внучка Семена Саввича, которую взяли в школу снайперов (В.А. Подопригора).

Война не доходит до отдаленной деревни в Сибири. Но вместе с тем война – отовсюду, она напоминает о себе смертями.

Поначалу Анна получает письма от Демида. Лицо героини всякий раз озаряется радостью, когда она узнает, что с мужем все в порядке. Когда Анна читает письмо от любимого, его образ оживает перед ней, на сцене (только на ней такое решение и можно было реализовать) появляется А.А. Азовсков, исполняющий роль Демида. Глава семейства обнадеживает жену.

Весть о его гибели приносит Бурмин от Евсея, носящего похоронки. А.В. Филатову удалось мастерски показать, как растерян человек при мысли о смерти близкого товарища, «корешка верного».

Режиссер-постановщик принял интересное решение показать Демида уже в другом мире: в белом одеянии он меняет топор, оставленный перед уходом на войну, на другой, черный. С этого момента четыре топора, дожидающиеся своих хозяев, приобретут символическое значение. Потому что дождется только один – топор Ждана. Федор и Кирилл погибнут на войне, оставив своих возлюбленных Тоню и Стешу (Е.В. Снегирёва). Провожает Демида солдатский хор, а над топором его склоняется безутешная жена. Это совершенно пронзительный эпизод, в котором воплощены боль и страдания русской женщины.

До исступления доведен Евсей Рязанов, который, казалось, ненавидит всех и вся. Биться с фашистскими захватчиками уходит его сын Тимофей (М.Д. Серов). Это еще больше его озлобляет (он вступает в горячий спор с Семеном Саввичем о боге, доказывая, что бог глух к людским мукам), но вместе с тем он признает, что ему не чужды человеческие чувства, ведь он каждый раз читает похоронки и плачет – оттого он яростно противится сравнению с Гитлером. Блестящая актерская игра В.В. Бутакова заставляет зрителя проникнуться состраданием даже к неоднозначному герою, который ранее мог вызывать антипатию. Горем всех объединяет война.

Второй акт спектакля начинается с ключевого в пьесе философического монолога Семена Саввича, в котором он рассуждает о роли человека в мире. Участник двух войн – Первой мировой и Гражданской – приходит к выводу, что человек рожден для сотворения, хлебопашества. Он подчеркивает особую роль женщины в созидании и просит у Бога сохранить ее последнюю отдушину – детей. Война же перечеркивает все людские планы, не дает человеку выполнить свое предназначение. А женские муки, которых и без войны много, только усиливаются.

Оставшихся в деревне людей объединяет возвращение тяжелораненого Ждана Калинкина. Они приносят ему еды, юноша Пронька (Б.Е. Сикачёв) даже достает для него птичку в клетке, обещает играть для него музыку. У жителей деревни остается кое-что общее, очень важное – это неравнодушие. Перемены происходят даже с Евсеем Рязановым.

Но последняя надежда Анны на выздоровление вернувшегося Ждана гаснет – он умирает от тяжелых ранений. В своем последнем сне он видит отца, не родившегося из-за войны племянника Петра, своих детей – этот фантастический эпизод возвращает нас к мысли Семена Саввича. Четвертый – последний – топор чернеет. Без вести пропадает Тоня.

Лицо Анны к финалу спектакля уже перестает выражать какие-либо эмоции – оно безжизненно, всю жизнь забрала война. Но ведь именно эти женщины, потерявшие все, работали в тылу, обеспечивали фронт всем необходимым и затем поднимали страну в послевоенное время. Это необыкновенной силы, внутренней особенно, люди. Анна – героиня масштаба мировой классики, по мнению Е.В. Сикачёва.

Но начало новой жизни, несмотря ни на что, все же обозначено – у Анны есть новорожденный внук, сын Стеши и Кирилла.

«Сказание об Анне» – гимн, с одной стороны трагический, с другой – жизнеутверждающий, посвященный Е.В. Сикачёвым 75-летию Великой Отечественной войны. И славится в нем трудолюбие простого народа, его несгибаемость и любовь к ближнему. Все без исключения актеры смогли передать эту сплоченность вопреки страшным временам. Неслучайно все ключевые эпизоды в спектакле сопровождают народные песни. Благодаря таким людям и стоит до сих пор Россия.

Юлия РОЖКОВА, фото Андрея САБЫНИНА

Источник: Вся Тверь


Дата: 06 мая 2021 | Просмотров: 627

Читайте также:
22 июня 2022
Пострадавшая в ДТП 11-летняя девочка скончалась в тверской больнице

21 июня 2022
Мужчина подозревается в истязании малолетних детей

21 июня 2022
Убийце 18-летней девушки в Тверской области предъявлено обвинение

20 июня 2022
В Тверской области задержан подозреваемый в убийстве пожилой женщины

20 июня 2022
Самолет потерпел крушение в Тверской области

19 июня 2022
Подозреваемый признался в убийстве 18-летней девушки в Тверской области

18 июня 2022
Пропавшую 18-летнюю жительницу Тверской области нашли жестоко убитой

18 июня 2022
Жителя Тверской области осудили на убийство на лесозаготовке

17 июня 2022
Следователи проводят проверку по факту гибели человека в реке Тверской области

17 июня 2022
Гражданина, изнасиловавшего дочь в Тверской области, отправили в СИЗО

16 июня 2022
В Тверской области возбудили уголовное дело в отношении женщины, зарезавшей приятеля

15 июня 2022
В Тверской области задержан подозреваемый в убийстве таксиста, совершенном более 11 лет назад

15 июня 2022
Жителя Тверской области будут судить за изнасилование своей малолетней дочери

15 июня 2022
Один работник погиб, другой получил травмы при падении с вышки в Тверской области

14 июня 2022
В Тверской области раскрыто убийство 25-летней давности


Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - 2022 Город-Кимры.ru