Дата: 06 мая 2021

В Твери Кимрский театр драмы и комедии представил спектакль «Сказание об Анне»

В Твери 4 мая на сцене академического театра драмы развернулась военная трагедия «Сказание об Анне», привезенная из Кимр театром драмы и комедии. Идеи губительности войны, ее неестественности, которая нарушает привычный ход вещей, и свои личные переживания воплотил на сцене режиссер-постановщик Евгений Сикачёв.

Перед спектаклем Евгений Сикачёв дал интервью представителям тверских СМИ. Он рассказал о работе с актерами на репетициях, о театре в Кимрах, главным режиссером которого он является уже пять лет, и, конечно, о своей постановке известной трагедии З.К. Тоболкина «Сказание об Анне». Говоря о методах работы с актерами, Е.В. Сикачёв подчеркнул:

– Творить может только свободный человек. В рабском состоянии творить довольно трудно. Я уже пять лет главный режиссер театра, и я стараюсь обходить все это – стараюсь как можно меньше насиловать своих артистов, добиваться того, чтобы они сами доходили до того, что нужно для спектакля. Моя задача – направить их.

Сам Евгений Сикачёв тоже играет в спектаклях.

– У меня три роли: Егор Булычов, «Егор Булычов и другие», Горький; Доменико Сориано, «Филумена Мартурано», Эдуардо де Филиппо; главная роль «На бойком месте» Островского.

Кимрский театр драмы и комедии достаточно долго не выезжал в Тверь – около трех лет. Совсем недавно театр гастролировал в Арзамасе (Нижегородская область), где публика с теплом приняла четыре спектакля: «На бойком месте», «Тартюф», «Чиполлино», «Чудесный колодец». Город с его старинными купеческими постройками напомнил Евгению Сикачёву Кимры.

Переходя к своему театру, режиссёр описал его труппу так:

– Это самый молодой театр, потому что ведущие актеры, на которых сейчас держится основной репертуар («Сказание об Анне», «Отелло»), выпускники Казанского театрального училища, пришедшие к нам примерно 12-13 лет назад. Дальше уже идет старшее поколение. Молодые, талантливые, дерзкие, готовые думать, и самое главное, что большинство актеров – очень умные люди. А с умными людьми, у которых есть свое видение вещей, очень интересно работать.

Спектакль «Сказание об Анне» выпустили 20 марта в прошлом году – одновременно состоялась сдача и премьера. Уже на следующий день театр ушел на карантин. На данный момент спектакль был показан уже семь раз (восьмой раз – в Твери, что можно считать «практически премьерой», как утверждает режиссер). О выборе пьесы для постановки Сикачёв рассказал:

– Я хотел поставить спектакль, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Я хотел высказать, что это не только пулеметные очереди – хотя это все было: и подвиг Гастелло, и Зои Космодемьянской. Но мне хотелось показать простых людей. Меня заинтересовало название «Баня по-черному» (второе название). Это очень сложная пьеса. Вообще, это киносценарий: в самой пьесе есть эпизоды по два-три слова – и эпизод меняется. Пришлось поработать с ней: просто упорядочить, какие-то эпизоды убрать, какие-то переправить, переставить.

Евгений Сикачёв отметил, что после этого он ознакомился со всем творчеством Тоболкина, в том числе с его письмами. Из них он узнал, что все люди в пьесе имели реальных прототипов. У них были очень страшные судьбы. Так, председателя сельсовета Бурмина нашли в 1948 году в поле – он умер от разрыва сердца, потому что работал один вместо женщин, на плечи которых лег весь непосильный труд во время войны.

В начале первого акта зрители наблюдают последний мирный день в глухой сибирской деревне. В крестьянском дворе Демид Калинкин (А.А. Азовсков) с сыновьями строит баню, пожилой Семен Саввич (В.В. Сухарев) рассказывает про Первую мировую войну. У каждого из трех братьев Калинкиных свои житейские проблемы. Старший Федор (А.А. Кулаев) занимается своим «диковинным тарантасом», за что его называют Кулибиным, средний Кирилл (Р.А. Богомазов), кажется, самый беспутный и только и делает, что «озорует». Младшего Ждана (Д.В. Ващенко) можно охарактеризовать как романтическую натуру: он верит, что жизнь обязательно устроится и люди будут жить в обществе, где все друг другу доверяют.

В этой маленькой сибирской деревне, которую нам представляют с первых же минут, – целый неповторимый мир, целая вселенная из разных судеб, счастливых, как у Калинкиных, и не очень, как, например, у озлобленного на всех почтальона Евсея Рязанова (В.В. Бутаков). Актеры проживают эту разноцветную жизнь – беззаботную или наоборот омраченную какими-то событиями, – на сцене кипит эта жизнь.

Но атмосфера меняется в один миг: жители деревни узнают о том, что началась война. Происходит это тоже как-то по-бытовому, в сельсовете: разговор председателя сельсовета Федота Бурмина (А.В. Филатов) и Анны Калинкиной, матери семейства (Н.В. Азоскова) прерывается назойливым звонком. Этот звонок и становится роковым. Новость распространяется, и все вокруг замирает. На сцене прекращается всякое движение, символизирующее течение жизни. Люди, разобщенные ранее житейскими мелочами, едины в своем ужасе перед будущим. Сцена окрашивается красным – цветом крови. Слышится звук набата.

Анна отдает самых своих дорогих людей – мужа, сыновей, сначала двух, а затем на фронт уходит и третий, младший. За одну-единственную ночь Анна переживает множество эмоций: от страха до какого-то неведомого надрыва во время прощания с мужем, когда они вспоминают свою молодость и свою влюбленность. Н.В. Азоскова невероятно тонко чувствует героиню и передает весь спектр переживаний женщины, которую оставляют ее любимые люди. Мужчины уходят на войну, поднимаясь на возвышение на сцене: окидывают в последний раз взглядом родной двор и исчезают. Позже на этом же месте исчезнет Тоня, внучка Семена Саввича, которую взяли в школу снайперов (В.А. Подопригора).

Война не доходит до отдаленной деревни в Сибири. Но вместе с тем война – отовсюду, она напоминает о себе смертями.

Поначалу Анна получает письма от Демида. Лицо героини всякий раз озаряется радостью, когда она узнает, что с мужем все в порядке. Когда Анна читает письмо от любимого, его образ оживает перед ней, на сцене (только на ней такое решение и можно было реализовать) появляется А.А. Азовсков, исполняющий роль Демида. Глава семейства обнадеживает жену.

Весть о его гибели приносит Бурмин от Евсея, носящего похоронки. А.В. Филатову удалось мастерски показать, как растерян человек при мысли о смерти близкого товарища, «корешка верного».

Режиссер-постановщик принял интересное решение показать Демида уже в другом мире: в белом одеянии он меняет топор, оставленный перед уходом на войну, на другой, черный. С этого момента четыре топора, дожидающиеся своих хозяев, приобретут символическое значение. Потому что дождется только один – топор Ждана. Федор и Кирилл погибнут на войне, оставив своих возлюбленных Тоню и Стешу (Е.В. Снегирёва). Провожает Демида солдатский хор, а над топором его склоняется безутешная жена. Это совершенно пронзительный эпизод, в котором воплощены боль и страдания русской женщины.

До исступления доведен Евсей Рязанов, который, казалось, ненавидит всех и вся. Биться с фашистскими захватчиками уходит его сын Тимофей (М.Д. Серов). Это еще больше его озлобляет (он вступает в горячий спор с Семеном Саввичем о боге, доказывая, что бог глух к людским мукам), но вместе с тем он признает, что ему не чужды человеческие чувства, ведь он каждый раз читает похоронки и плачет – оттого он яростно противится сравнению с Гитлером. Блестящая актерская игра В.В. Бутакова заставляет зрителя проникнуться состраданием даже к неоднозначному герою, который ранее мог вызывать антипатию. Горем всех объединяет война.

Второй акт спектакля начинается с ключевого в пьесе философического монолога Семена Саввича, в котором он рассуждает о роли человека в мире. Участник двух войн – Первой мировой и Гражданской – приходит к выводу, что человек рожден для сотворения, хлебопашества. Он подчеркивает особую роль женщины в созидании и просит у Бога сохранить ее последнюю отдушину – детей. Война же перечеркивает все людские планы, не дает человеку выполнить свое предназначение. А женские муки, которых и без войны много, только усиливаются.

Оставшихся в деревне людей объединяет возвращение тяжелораненого Ждана Калинкина. Они приносят ему еды, юноша Пронька (Б.Е. Сикачёв) даже достает для него птичку в клетке, обещает играть для него музыку. У жителей деревни остается кое-что общее, очень важное – это неравнодушие. Перемены происходят даже с Евсеем Рязановым.

Но последняя надежда Анны на выздоровление вернувшегося Ждана гаснет – он умирает от тяжелых ранений. В своем последнем сне он видит отца, не родившегося из-за войны племянника Петра, своих детей – этот фантастический эпизод возвращает нас к мысли Семена Саввича. Четвертый – последний – топор чернеет. Без вести пропадает Тоня.

Лицо Анны к финалу спектакля уже перестает выражать какие-либо эмоции – оно безжизненно, всю жизнь забрала война. Но ведь именно эти женщины, потерявшие все, работали в тылу, обеспечивали фронт всем необходимым и затем поднимали страну в послевоенное время. Это необыкновенной силы, внутренней особенно, люди. Анна – героиня масштаба мировой классики, по мнению Е.В. Сикачёва.

Но начало новой жизни, несмотря ни на что, все же обозначено – у Анны есть новорожденный внук, сын Стеши и Кирилла.

«Сказание об Анне» – гимн, с одной стороны трагический, с другой – жизнеутверждающий, посвященный Е.В. Сикачёвым 75-летию Великой Отечественной войны. И славится в нем трудолюбие простого народа, его несгибаемость и любовь к ближнему. Все без исключения актеры смогли передать эту сплоченность вопреки страшным временам. Неслучайно все ключевые эпизоды в спектакле сопровождают народные песни. Благодаря таким людям и стоит до сих пор Россия.

Юлия РОЖКОВА, фото Андрея САБЫНИНА

Источник: Вся Тверь


Дата: 06 мая 2021 | Просмотров: 438



Кимры. Выпуск новостей от 28 мая 2021

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Telegram
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - 2021 Город-Кимры.ru