Теперь судьбу мэров городов будут решать губернаторы. Захотят и сделают так, чтобы в городе в качестве полноправного главы оставался один сити-менеджер, которого назначает специальная комиссия, где большая часть состава инкорпорирована губернатором. Роль городской думы, таким образом, существенно уменьшается. Эта новая поправка к закону о местном самоуправлении еще дальше отдалила власть от народа, город от горожан.
Сегодняшние процессы в российском обществе еще долго будут изучать социологи, психологи и другие специалисты по «коллективному бессознательному». Жила себе страна, жила – и вдруг все пошло наперекосяк. А население как-то сразу утратило адекватное восприятие действительности.
В нашей стране весь XX век действовал принцип отрицательной селекции. Мало того, что две мировые и одна гражданская войны выкосили мужское население, так еще государство планомерно уничтожало трудолюбивых крестьян, искренне верующих священников, умных ученых и т.д. А три волны эмиграции из СССР? Это ведь тоже были не худшие люди… Сегодня процесс отъезда за рубеж вновь активизировался и снова едут активные, умные, те, кто мог бы строить экономику новой России, быть гордостью ее науки, культуры и так далее.
В Тверской области – своя маленькая «эмиграция», в Москву. Или в Питер. Полтораста лет две российские столицы вытягивают из нашего региона самых лучших и активных людей. Наиболее активные уезжают на старте, сразу после школы, поступают в столичные вузы. Многих выталкивает в столицу отсутствие перспектив, провинциальная тоска и зависть. А у тех, кто остался, бурным цветом цветет наш тверской ресентимент – против москвичей, которые «понаехали» в наши леса и поля на своих джипах, проезжают мимо нас, стоящих у шлагбаума в Чуприяновке, на своих «Сапсанах», и вообще, «больно умные».
Все отрицательные процессы, которые могут начаться в России, в Тверской области начинаются на два-три года раньше. Тут нет никакой мистики – одна социология. Другие страны тоже сталкивались с такими явлениями, как «выжженная» в интеллектуальном и экономическом смысле земля вокруг мегаполисов. Во Франции эффект «большого Парижа» лечили, обустраивая субурбии (предместья) архитектурно продуманными жилыми комплексами, где предоставлялось жилье университетским профессорам, муниципальным служащим и т.д. В Лондоне еще в послевоенные годы приняли решение о том, что столица не должна больше разрастаться, а всю новую активность надо сместить в 20 городов-спутников.
У нас решили закрыть глаза на деградацию территории между Москвой и Петербургом. Живут там люди, да и ладно. И кстати, может быть, это и сработало бы, у нас народ настолько привык, что власть ему мешает, что прямо расцветает, если происходит наоборот, – если бы не одна неожиданная и нелепая кадровая ошибка на тот момент президента РФ Дмитрия Медведева. Такой ошибкой в Тверской области принято считать появление в регионе нынешнего губернатора Андрея Шевелева. Смыслом рокировки «Дмитрий Зеленин – Андрей Шевелев» было заменить слишком «бизнесового» губернатора на «государственного» человека.
Однако после прихода в Тверскую область команды Шевелева мы поняли, что эти люди «проспали 90-е» и теперь наверстывают упущенное. Напомним хотя бы историю с ремонтом Восточного моста. Тверская компания «Мостотряд-19» по праву должна была получить этот контракт – они в свое время мост строили, имеют огромный опыт, предложили на торгах цену ниже… Но конкурс выиграла московская фирма «АСВ-Строй», никогда мостами не занимавшаяся, и мало того, что предложившая большую сумму на торгах, так еще в эту сумму не уложившаяся. Город должен был выделить сверх оговоренных денег еще 300 млн рублей (напомним, сегодня для сохранения в Твери городского электротранспорта нужна меньшая сумма, но ее городская администрация изыскать не может).
Еще один провал команды Шевелева – Кимры. Нет, мы говорим не о ситуации с мэром города Романом Андреевым, избранным от КПРФ. Мы говорим о том, что из-за бездействия губернатора и иже с ним Тверская область лишилась возможности стать центром станкостроительного кластера.
Два года в России идет речь о возрождении станкостроительной отрасли, оплота промышленного роста. На эти цели только в 2014 году государство выделило через корпорацию «Станкопром» 25 миллиардов рублей. Мы были свидетелями, как министр промышленности Денис Мантуров совершенно определенно выразил мнение, что станкостроительную отрасль надо начинать возрождать в Савелово (район Кимр вокруг когда-то крупнейшего станкостроительного завода). Там есть площадка, есть традиции, есть старые кадры, а также возможность подготовки новых специалистов – здесь работает филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет приборостроения и информатики» (МГУПИ), рядом наукоград Дубна.
Государство выкупило у группы компаний «Бородино» акции Савеловского машиностроительного завода. Однако появление станкостроительного кластера на своей земле активно лоббировали губернаторы Ульяновской и Липецкой области. Тверская область вообще не принимала участия в этом процессе. И как результат, 17 (!) заводов будут построены в Липецкой области. Хотя изначально планировалось строить их в Кимрах.
На этом фоне еще логичнее звучит информация о том, что в Кимрах больше не планирует осуществлять набор студентов и единственный вуз.
Тот самый «Московский государственный университет приборостроения и информатики» (МГУПИ) за ненадобностью закрывается. Заведение будет осуществлять обучение лишь до 30 июня 2016 года, нового набора студентов в филиале вуза не планируют.