Депутаты Госдумы одобрили поправки в третьем, окончательном чтении. Отныне в Уголовный кодекс вводится новая статья, устанавливающая наказание за «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации».
За финансирование группировок экстремистской направленности предполагаются: штрафы от 300 тысяч до 500 тысяч рублей; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; обязательные работы на срок до 200 часов; исправительные работы на срок от одного года до двух лет; лишение свободы на срок до трех лет. Если преступление будет совершено с использованием служебного положения, максимальное наказание составит шесть лет тюрьмы.
Что касается интернета, то меры по контролю за пользовательским контентом снова ужесточились. Отныне распространение в Сети экстремистской информации — уголовно-наказуемая деятельность, при этом, судя по последним событиям, достаточно поставить лайк или сделать репост какого-либо подобного материала.
Так, наказание за публичные призывы к экстремизму в интернете — принудительные работы или лишение свободы до пяти лет. Аналогичным образом дополняется и известная статья 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») — под нее теперь также будут подпадать соответствующие преступления, совершенные в информационном пространстве, например, в Сети.
Также 20 июня, в МВД РФ разработали стратегию противодействия экстремизму в России до 2025 года. Ее цель — на фоне сохранения силовой составляющей борьбы с экстремистскими проявлениями «кардинально повысить эффективность противодействия радикальной идеологии, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание». Основной акцент в документе сделан на информационном подавлении «экстремистов». Для этого предложено вести мониторинг СМИ и интернета и разработать новые способы «ограничения доступа» к вредной информации.
Напомним, что в декабре 2013 года Госдума приняла резонансный законопроект, предусматривающий немедленную (досудебную) блокировку сайтов, распространяющих призывы к массовым беспорядкам. Стоит добавить, что недавно был одобрен антитеррористический пакет законов, расширивший полномочия ФСБ, усиливший контроль над электронными платежами, а также вводящий реестр блоггеров-трехтысячников, которые уже не смогут быть анонимными и фактически становятся СМИ.
Как передает «Интерфакс», кроме финансирования и распространения экстремизма в Сети введено наказание за организацию деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, которые суд ликвидировал или запретил в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Воссоздание такой организации будет наказываться штрафом от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. Кроме того, законом предусматривается конфискация имущества, полученного в результате совершения преступлений экстремистской направленности.
Экстремизм в Сети: поводом может стать лайк или репост провокационных записей
Стоит подчеркнуть, что принятый Госдумой закон, скорее всего, облегчит правоохранителям доказательство вины в таких случаях, как с оппозиционером Дмитрием Бычковым, которого обвинили в призывах к терроризму за перепост картинки с пулями и комментарий в социальной сети «ВКонтакте». В Барнауле в настоящее время начинается процесс по этому делу, сообщает портал «ОВД-Инфо».
Суть заключается в следующем: в феврале этого года Бычков поделился «ВКонтакте» записью Максима Калиниченко, ранее получившего условный срок за призывы к массовым беспорядкам и подстрекательство к применению насилия, которая состояла из картинки, изображающей два патрона и подписи к ней «Единственный аргумент, который готова слышать власть. Для остального есть либеральные митинги». Бычков дополнил запись словами «Согласен с Максом, террор должен стать модой среди широких слоев населения».
Этого комментария, по версии следствия, хватает для предъявления оппозиционеру обвинения в призывах к терроризму. Между тем результаты независимой лингвистической экспертизы, проведенной АНО «Лаборатория прикладной лингвистики», показали, что призыва к терроризму запись не содержит хотя бы потому, что побуждения к действию нет.
Добавим, что это не первая история, связанная с репостами записей. Так, в январе 2014 года Сотрудники ФСБ задержали в здании Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доцента философского факультета Вячеслава Дмитриева из-за перепоста публикации в интернете. Его заподозрили в экстремизме. По словам Дмитриева, в статье, которая была почти сразу удалена из общего доступа, речь шла о возможной смене власти в России. «Текст жесткий, но я его подавал теоретически, как возможный сценарий», — подчеркивал Дмитриев.