Интересные серии рисунков, плакатов, выполненных народным художником СССР Н.Н. Жуковым, доставлены из фондов Тверского государственного объединенного музея.
Читая воспоминания тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны, слушая родных и близких, переживших тяжелые боевые сражения, мы привыкли представлять участников кровавых событий с автоматом или гранатой в руках, в летящем самолете-истребителе, в открытом люке танка... Даже фотокорреспондента на передовой несложно представить, но как художник с карандашом в руках и листами бумаги создает тысячи рисунков боевых событий, запечатлевает портреты, а также жизнь в тылу врага и в осажденных населенных пунктах, понять трудно.
Великая Отечественная война призвала художника Жукова в ряды Красной Армии, когда он уже был опытным военнослужащим: в 1930-м призван в армию, служил в кавалерии вначале на Кавказе, а потом в Челябинске. Молодечно – Торопец – Осташков – Торжок – таков путь первых военных месяцев Николая Жукова, члена редколлегии армейской газеты «На разгром врага». Вскоре на Калининском фронте он стал корреспондентом газеты «Правда». Рисовал и писал заметки.
«Я воспринимал карандаш как оружие, врученное мне для расплаты. Это был карандаш, острие которого затачивалось четыре года войны…» – из воспоминаний Николая Жукова, вернувшегося с фронта. А вот еще его воспоминания о боях за Калинин: «Враг наступал. Ржев пылал от непрерывных бомбежек. Старица взята. Шли цепочкой, спотыкаясь в темноте о неровности земли, перебирая в памяти пережитое. В то время в этих частых пеших переходах я нарисовал многие десятки рисунков деревенских ребят: Сенек, Митек, Манек. Рисовал в избах, где нам приходилось ночевать и пользоваться услугами приюта, печкой, картошкой, молоком».
От газеты «Правда» в 1946 году он вместе с Борисом Полевым принимал активное участие в Нюрнбергском процессе. За 40 дней им было сделано 200 портретных эскизов с натуры: представители обвинения, защитники, свидетели, члены судейской коллегии. Рисунки художника похожи на строгую беспристрастную стенограмму. Они воссоздают атмосферу процесса и дают яркую острую характеристику персонажей.
«Я убежден, что правдивый реалистический удачный рисунок должен быть здесь даже более выразительным, чем карикатура. …Я хочу, чтобы материалы Нюрнбергского процесса, занявшего почти год времени, никогда не были забыты народами. Они должны всегда оставаться грозным напоминанием о фашистской чуме, погубившей десятки миллионов людей в горниле войны и доставившей невыносимое горе и страдание всему человечеству», – с выдержками из воспоминаний народного художника СССР Николая Николаевича Жукова знакомил собравшихся в день открытия выставки директор музея В.П. Покудин.
Владимир Петрович обратил внимание гостей не только на копии, но и на подлинные, уникальные зарисовки с процесса, а также на фронтовые рисунки, сделанные художником на Калининском фронте. В зале музея представлены пронзительные по своей выразительности и искренности детские портреты, которые демонстрируются с недавних пор на многочисленных выставках. Окончание войны Н.Н. Жуков встретил в Вене в звании капитана, а после войны полностью ушел в творчество, первыми были иллюстрации к «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого, за что художник получил Сталинскую премию. Подлинные иллюстрации к книге и зарисовки также представлены на выставке. А первой работой мастера, сделанной на заказ, было оформление знаменитых папирос «Казбек».
Людмила САЛЕЕВА
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
Николай Жуков родился в 1908 году в Москве, в семье юриста, отец будущего художника был царским прокурором. В 1916 году семья переехала в Елец, детство будущий художник провел в Вятке и Ельце. Родители хотели, чтобы сын стал военным, но мальчик мечтал быть художником. Жизнь Жукова совпала с революционными событиями. В десятилетнем возрасте он рисовал на плотной бумаге игральные карты, а мать меняла их на хлеб и молоко. Отец доставал сыну репродукции с картин русских художников, Коля, копируя, подражал великим мастерам. В 1926 году Николай Жуков поступил в художественно-промышленный техникум Нижнего Новгорода, был успешным студентом. Затем окончил Саратовское художественное училище. В 1932 году, находясь в армии, Н. Жуков проиллюстрировал первую свою книгу «Седьмая батарея», выпущенную Профиздатом, автором был Николай Александрович Михайлов – бывший сослуживец, друг Жукова, в 1940–50-е годы ставший министром культуры СССР. Отслужив срочную, Николай Жуков сотрудничал с разными книжными издательствами и типографиями: от оформления обложек журналов до огромных рекламных плакатов. В 1935 году о его таланте узнала Европа. На анонимном конкурсе плакатов в Лондоне из пяти его работ, представленных высокому жюри, четыре заняли первое место!
В 1948 году Н.Н. Жукову было присвоено звание члена-корреспондента Академии наук СССР. Народный художник РСФСР (1955 г.), СССР (1971 г.), он удостоен множества наград: золотая медаль АХ СССР, орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали.
Работы великого, скромного художника привлекают внимание всех гостей, посещающих Кимрский краеведческий музей, люди удивляются искренности и таланту мастера.