В Кимрах этим летом, благодаря стараниям волонтеров, поддержке спонсоров и с разрешения городской администрации был обновлен дом № 36 по улице Кирова, более ста лет назад принадлежавший семье кимрского купца Федора Потапенко. На московской конференции наш город представляли двое организаторов кимрского «Том Сойер Феста», Алёна Крутова и Алексей Молчанов.
Сегодня мы беседуем с Алексеем о доме Потапенко, московской конференции и планах кимрских волонтеров на будущее. Алексей родился в Кимрах. Провел здесь свое детство, закончил среднюю школу №5, а затем отправился в Москву учиться на реставратора.
- Алексей, как вы считаете, что повлияло на формирование вашего характера, мировоззрения, когда вы были еще школьником?
- От школы остались только тёплые воспоминания, моими любимыми предметами всегда были рисование и история. В пятой школе работают исключительно отзывчивые, тактичные и профессиональные педагоги. Каждый из них по-своему влиял на становление моих взглядов и мироощущений, и я очень за это им благодарен! Также я очень благодарен своей семье, которая вложила в меня всё самое нужное.
- Где вы приобрели такие обширные знания по истории города Кимры и когда открыли в себе любовь к архитектуре и деревянному модерну?
- Историей города я начал увлекаться давно. Педагог по дополнительному образованию, Маргарита Николаевна Шокина, много рассказывала нам о Кимрах, его истории о промыслах и известных людях были нам очень интересны. Маргарита Николаевна зачитывала краеведческие очерки и часто водила нас по старым улочкам центра. Потом я увлекся и сам, стал читать краеведческую литературу, собирать старинные фотографии Кимр, изучать архитектуру города и многое другое.
Любовь к архитектуре, как ни странно это прозвучит, мне привил Гостиный двор - всем известные красные руины в центре. Когда знаешь историю этих руин, смотришь на них совсем по-другому, не с отвращением, а с гордостью, с восхищением той красотой, которая была создана нашими предками, и которую мы не смогли уберечь. Гостиный двор - общая проблема для города, которая не решается уже больше двадцати лет. Наверное, прозвучит банально и немного пафосно, но на реставратора я пошёл учится только ради того, чтобы поднять из руин это здание.
- Работа над домом Потапенко уже закончена. Если оглянуться назад, на пройденный этим летом путь от поиска дома до нанесения последних штрихов - что было самым трудным?
- Самым сложным для меня было договорится и расположить к себе людей. Донести до них основную идею и цель проекта. Убедиться, правильно ли тебя поняли. Всё остальное решаемо и вполне выполнимо. Когда начинаешь активную подготовку, важно не отступать. Сложности возникают на каждом шагу, но нужно учится преодолевать их, искать пути решения проблемы. «Том Сойер Фест» в Кимрах дважды мог не состояться. Первый раз, когда мы почти отчаялись найти подходящий для этого дом, а второй - когда неожиданно узнали, что найденный нами дом - памятник архитектуры. Это, конечно, хорошо, но работа с памятниками невозможна без соответствующих согласований с органами охраны культурного наследия. Иначе получится нарушение законодательства, а нарушать его чревато и для нас, и для наших коллег из других городов, и для репутации фестиваля в целом.
- В чем уникальность архитектурного решения дома Потапенко, что отличает его от других домов деревянного модерна - или он в этом смысле совершенно типичен?
- Дом Потапенко отличает необычная для модерна композиция. В ней нет центральной оси - она размыта. С улицы дом кажется совершенно маленьким и компактным, но когда заходишь во двор, дом просто вырастает своим объёмом вглубь и становится большим. Это первое, чему удивлялись волонтёры, придя к нам. Архитектор использовал здесь принцип зрительного обмана. Дом когда-то имел богатый модерновый декор, но в советские времена декор сняли и обшили дом деревянной вагонкой. Но даже без декора он не перестаёт быть по-своему красивым, сквозь вагонку проглядывает тонкий и изящный силуэт.
- Почему для покраски фасадов вы выбрали именно нефритовый цвет?
- Нефритовый цвет - один из традиционных для модерна. Каждый стиль, будь то рококо, классицизм или ампир имеет свою цветовую палитру, не похожую ни на что другое. Модерн - природный стиль, ему присущи натуральность и естественность форм. Поэтому кимрские особняки украшают витиеватые узоры и наличники, похожие на лианы и вьюны. Соответственно и цвета должны быть естественными. Нефрит - это природный минерал различных оттенков зелёного и бирюзового, часто используется в ювелирном деле. На самом деле деревянные дома в стиле модерн в Кимрах не красили именно для того, чтобы подчеркнуть естественный цвет и фактуру материала. Наши предки обо всём знали и старались следовать моде и стилю. Но климат центральной России не позволяет, чтобы это деревянное чудо стояло очень долго незащищённым, поэтому деревянные дома надо красить и пропитывать различными составами.
- Сколько всего человек в общей сложности работали над проектом? И, кстати, как и откуда вы узнали про сам Том Сойер фест?
- В общей сложности около двадцати человек. Основной костяк волонтёров - это тринадцать человек. Про фестиваль мы со вторым организатором Алёной Крутовой узнали из социальных сетей. Алёна предложила мне попробовать вместе с ней организовать нечто подобное в Кимрах. И, как видите, у нас получилось!
- Как вы думаете, можно ли повлиять на людей, на кимряков, которые к городу и его состоянию равнодушны, чтобы у них проснулись к городу какие-то теплые чувства?
- Повлиять можно, но нужно ещё то, чтобы люди и сами этого захотели. Понимаете, большинство людей не живут в Кимрах. Близость Москвы заставляет их уезжать работать туда. Чтобы хоть как-то достойно содержать свои семьи, люди вынуждены трястись днями в электричках и автомобилях. И понятно, что приезжают они оттуда просто никакие. Какая уж там любовь к городу и истории. Люди всегда хотят жить в комфорте и чистоте, жить в благоустроенном городе, ходить по чистым, красивым улицам, смотреть на ухоженные фасады домов. В Кимрах пока с этим не очень хорошо. Депрессивная атмосфера заставляет людей негативно относиться к городу. Отсюда и равнодушие, и нежелание что-либо менять.
- Из каких этапов состояла ваша работа над зданием и как распределялись обязанности между участниками на каждом этапе?
- Сразу оговорюсь, что это не реставрация. Реставрация предусматривает более серьёзный и основательный подход к делу, часто очень дорогостоящий. Мы же, в рамках фестиваля, сделали косметический ремонт. Он состоит из трёх основных этапов. Первый - снятие старого лакокрасочного покрытия и стойких поверхностных загрязнений (пыли, грязи).
Второй - замена изношенных элементов на новые и аналогичные (доски, бруски, фасадный декор). А также подготовка поверхности под нанесение новых лакокрасочных покрытий (продувка от пыли, грунтование поверхности). И третий - собственно сама покраска.
- К сожалению, этим летом, пока один дом реставрировали, другие дома горели. Что вы можете сказать о сгоревших домах как архитектор? Насколько серьезные потери понес кимрский деревянный модерн?
- Для меня очередной пожар в исторической застройки всегда удар! Я очень эмоционально и болезненно это переношу. Дома в Кимрах горели, конечно, интересные в архитектурном плане. Они бы вполне могли вписаться в современный ритм города и стать украшением наших улиц, если бы за ними хоть немножечко следили. Программа переселения губит наши города, она очень плоская и не гибкая в законодательном плане. Очень часто вместе с действительно аварийными домами под снос идут добротные уникальные здания, которым всего лишь нужен нормальный ремонт. С каждым таким домом город теряет часть своего лица, становится типичным и неинтересным. Нужен механизм, позволяющий сохранять историческую среду российских городов. Иначе памятник в окружении бетонных громадин теряет свою красоту и надобность городу. Памятник делает среда. Ведь иногда люди совсем не хотят переезжать в новые дома. Ситуация с недавним скандалом про дом по улице Орджоникидзе 10 тому яркое подтверждение. Если люди хотят сохранить дом и остаться в нем жить, закон должен поощрять такие инициативы, а не бить по рукам. На месте снесённых домов редко что-то появляется. В последние двадцать лет Кимры потеряли половину своей исторической застройки. Мы сознательно и не жалея уничтожаем свою уникальность, делая город безликим и типичным. Человек не может развиваться в безликом городе, он деградирует. Архитектура это наука о человеке, для человека. Она призвана создавать комфорт и эстетическое удобство для личности. Когда архитектура ориентирована только на пользу и прочность, без учета красоты, она перестаёт быть архитектурой.
- Какие вопросы и темы обсуждались на московской конференции для участников «Том Сойер Феста»?
- Нам читали лекции специалисты Института экономики РАН - доктор экономических наук Валентина Музычук и старший научный сотрудник института Екатерина Хаунина - о финансировании сохранения и реставрации объектов культурного наследия в России, о техниках работы в этой сфере со стороны некоммерческих организаций в странах Европы и США. Координатор “Томск Сойер Феста” Андрей Иванов выступил с докладом об успешной томской программе “Дом за рубль”, в рамках которой уже почти 20 исторических зданий удалось передать инвесторам (это очень хороший результат по сравнению с аналогичными программами в других регионах России). Кроме того, сами участники конференции рассказали о том, как проходил фестиваль в их городах. Выступили представители “Том Сойер Феста” из Боровска, Кирова, Рязани, Омска, Томска, Саратова, Самары, Екатеринбурга, Воронежа, Челябинска, Калуги, Казани, Вологды, Бузулука, Богатого, Нижнего Новгорода, Ельца, Урюпинска и Уфы. Кстати, всего в конференции приняли участие 70 человек из 22 городов России! Также состоялось несколько важных встреч. Например, с представителями партнёров фестиваля в разных городах, компаний Neomid, Леруа Мерлен, Tikkurila и фонда сохранения исторического наследия “Внимание”. О том, как организовать в рамках “Том Сойер Феста” кампус с участием иностранных волонтёров (первый из которых прошёл в Самаре минувшим летом) рассказали самарский кемплидер Екатерина Ананьева и представитель клуба международного взаимодействия “Пассаж Зебра”. Был очень важный круглый стол о юридических аспектах волонтёрской деятельности и работе добровольцев на объектах культурного наследия. На нём выступили зампредседателя Центрального совета ВООПИиК Денис Юдин, помощник президента республики Татарстан Олеся Балтусова и представитель проекта “Общее дело”, занимающегося волонтёрской деятельностью на исторических храмах Русского Севера, Дарья Фетисова. Кроме того, для нас организовали специальные мастер-классы по реставрации дерева, кирпича, металла, рассказали о применяемых в этих работах технологиях и материалах. И все это, заметьте, бесплатно!
Бюджет конференции составил 0 рублей. Всё было сделано силами наших друзей, соратников и участников “Том Сойер Феста”. Отдельная благодарность Центральному совету ВООПИиК и лично Артёму Демидову, колледжу “26 КАДР” и лично Дмитрию Тузову, а также Александру Ежову!
- В Кимрах у «Том Сойер Феста» тоже были спонсоры. Кто именно оказал вам поддержку?
- Мы бы хотели сказать большое спасибо ресторану «Усадьба», который кормил нас вкусными обедами, АО «Кимрская фабрика имени М.Горького» и лично директору Игорю Александровичу Жохову за предоставленные респираторы, генеральному партнеру фестиваля, фирме красок Neomid, а также коллективу и руководству гостиницы «Березка» за предоставленные для проживания номера и вежливое отношение персонала.
- Довольны ли вы результатами? Проект будет закрыт до лета или есть другие планы и общественные проекты?
- Результатами я доволен! К сожалению, у меня совсем нет времени на другие общественные проекты для города, поскольку так же, как и большинство кимряков, учусь и работаю в Москве.
Но идея фестиваля действительно хорошая и нужная для города. Домов красивых у нас много и это дело надо продолжать!
Несмотря на то, что лето еще нескоро, кимрские «Томы Сойеры» активно обсуждают текущие вопросы. Их много. Это и выбор следующего дома для реставрации, и поиск новых спонсоров, и вовлечение новых участников. Кроме того, в группе кимрского «Том Сойер Феста» в соцсетях (vk.com/tsfkimry) часто рождаются попутные проекты и идеи – например, создание специальных памятных табличек для нескольких кимрских зданий и других интересных объектов. Волонтеров возмущает и расстраивает то, что сейчас многие красивые старинные дома расселяют и сносят. Совместными усилиями ребята стараются успеть спасти хотя бы малую часть целенаправленно уничтожаемой старины – той самой, которая и придает нашему городу очарование. Той старины, благодаря которой Кимры являются частью крупного туристического маршрута «Русская провинция».
Надежда Титова