Напомним, что недавно по поручению главы региона Игоря Рудени министерство имущественных и земельных отношений Тверской области создало Единый расчетный кассовый центр Верхневолжья. В данный момент его отделения работают в Твери и Вышнем Волочке.
— Такие подразделения должны быть открыты в дальнейшем и в других муниципалитетах. Нужно до середины текущего года сформировать базу потребителей и начать работать со всеми поставщиками энергоресурсов, включить их услуги в общую квитанцию, — поставил задачу Игорь Руденя. — Создание в Тверской области ЕРКЦ и формирование такой базы позволит сделать систему платежей за энергоносители прозрачной, предотвратить рост долгов.
Основные долги формируются на уровне управляющих компаний — жители региона платят за коммунальные услуги исправно. Так, по данным «АтомЭнергоСбыта», в прошлом году платежная дисциплина повысилась и достигла показателя в 97%. За газ население тоже платит регулярно. По данным «Газпром межрегионгаз Тверь», собираемость платежей по региону достигает 99%. Как компании добились таких высоких показателей? Дело в том, что ресурсоснабжающие организации давно, минуя посредников в виде управляющих компаний, заключили с населением прямые договоры. Для сравнения: уровень платы коммунальных компаний за электроэнергию составляет 88%. В итоге они накопили суммарный долг в размере 685 млн рублей. При этом из 296 компаний, действующих в секторе ЖКХ, 66 находятся в стадии банкротства.
Кстати, опыт работы ЕРКЦ в регионе есть, и нельзя сказать, что он сильно положительный. В частности, такая организация уже давно работает в Твери. Она хоть и имеет юридическую форму ООО, но подконтрольна администрации города. Председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Станислав Петрушенко рассказал нашему еженедельнику, что к работе этой организации есть много вопросов:
— Как показывает практика, в нашем регионе ресурсоснабжающие организации берут с жителей за изготовление квитанций в полтора раза меньше, чем ЕРКЦ города Твери. К тому же платежная дисциплина со стороны этого ЕРКЦ намного ниже, чем по прямым платежкам жителей.
Тем не менее Станислав Петрушенко считает, что создание областного ЕРКЦ — правильная идея. По мнению депутата, правительство области должно понимать, как обстоят дела с коммунальными платежами на территории региона. Имея все необходимые данные, власти в случае необходимости смогут принимать меры на муниципальном и областном уровне.
— При этом целью областного ЕРКЦ должно быть не зарабатывание денег на проценте за обработку платежей, а создание удобной системы для жителей и организаций, предоставляющих им коммунальные услуги, — отмечает Станислав Петрушенко. — Сейчас многие жители области получают до десяти квитанций: за газ, воду, отопление, канализацию, другие услуги ЖКУ, интернет, телефон и т.д. ЕРКЦ поможет собрать все это в одну платежку, сэкономив время, силы и деньги на печати платежек. Подобные кассовые центры успешно работают в ряде регионов России, в том числе в Калужской области.
Разумеется, на запуск и отладку такой системы в масштабе Тверской области необходимо потратить много времени и сил, но власти региона стараются не напрасно. В ближайшие месяцы Министерство строительства РФ планирует внести в Государственную Думу страны законопроект, который в случае принятия обяжет регионы создавать на своей территории ЕРКЦ. Главные цели закона — исключить управляющие компании из схемы платежей за коммуналку и узаконить уже существующие расчетные центры в субъектах страны.
Предполагается, что ЕРКЦ будут выбирать на конкурсной основе или по решению главы региона, или конкретного муниципалитета. При этом контролировать работу кассовых центров обяжут жилищные инспекции регионов. Власти муниципалитетов и субъектов страны будут нести ответственность за работу своих ЕРКЦ не только перед населением, но и федеральным центром.
Правда, пока непонятно, что делать с системой сбора платежей, которую уже отладили ресурсоснабжающие организации. Как мы писали выше, уровень собираемости платежей с населения почти стопроцентный.
У ЕРКЦ будет единственный убедительный аргумент — единая платежка. Но если в ЕРКЦ не смогут отвечать по вопросам начисления и станут переправлять в ресурсные организации за ответом, то это уже не аргумент.
Андрей САБЫНИН