Улеглась выборная шумиха и в Кимрах, где в сентябре грянула главная политическая сенсация. В пятницу новый глава города, Роман Андреев, представитель КПРФ, в прошлом – кочегар, официально вступил в должность. Между тем, горожане уже теряются в догадках: новоиспеченного мэра после избрания видели единицы. Сначала одна из газет сообщила, что Андреев не хочет общаться, потому что устал. Потом, по слухам, г-н Литвинов вцепился едва ли не зубами в кресло, которое занимал два срока, и очень не хотел выезжать из кабинета. Нежелание дошло до такой степени, что кимрская газета, учредителем которой является администрация города, до последнего не печатала официальные итоги выборов. Насторожила кимряков и странная встреча Литвинова и Андреева, на которой передавались полномочия, и обеспечивалась «преемственность власти». Ничего подобного в истории новейшей политики Тверской области еще не происходило: коммунист принимает «трон» у единоросса за чашкой чая? Что бы все это значило? Уж не метит ли г-н Литвинов на роль «серого кардинала» при начинающем и очень непрофессиональном мэре? А что? Достаточно вспомнить, что столь же нежные отношения связывали младокоммуниста Гончарова и бывшего мэра Ржева Харченко: так что опыт «братания» в тверском обкоме КПРФ имеется – и еще какой.
Говорят, все это время в коридорах власти (в первую очередь, разумеется, в одном из кабинетов Законодательного собрания Тверской области) искали выход из сложившейся ситуации: как «отыграть» назад обидный проигрыш и сохранить контроль на территории. Неужели нашли?
Мэр уходит в сапожники
Осознав свершившийся факт, бывший мэр Кимр довольно трогательно прощался с населением: объявил, что планирует приносить пользу городу и вплотную заняться обувным производством, на которое, мол, не хватало времени из-за чиновничьих хлопот. Говорят, многие, услышав столь серьезное обещание, вздрогнули: ведь разгребать ту «пользу», которую мэр Литвинов принес Кимрам, придется еще очень долго. И надежд на то, что со всем этим справится человек, никогда ничем не руководивший и знающий Устав КПРФ куда лучше, чем азы экономики, увы, немного.
Впрочем, обувную тему Литвинов завел еще во время выборов: вдруг в страшной спешке был открыт памятник сапожнику. Мэр (теперь уже бывший) «посветился» на фоне губернатора и со слезой в голосе объявил: прошел путь от сапожника до главы Кимр. К слову, бронзовый обувных дел мастер оказался так похож на самого Литвинова, что памятнику по городу дали два ироничных народных названия: «Главному Сапожнику» и «Литвинов двадцать лет спустя».
В том, что бывший мэр действительно перекуется в производственники, верится с трудом: дела на «Никсе», на фабрике, принадлежащей Литвинову, идут из рук вон плохо. Регулярно проходят волны сокращений, зарплаты смешные, а к произведенной продукции предлагается выдавать лейкопластыри: носить ботинки от «Никса» без них невозможно.
Дикое поле
Давайте поразмышляем, какое наследство оставил Кимрам протеже Андрея Епишина. Что ходить вокруг да около? Город лежит в руинах. Дороги ждут годами ремонта: все в ямах и ухабах. Знаменитые памятники архитектуры, кимрское культурное наследие, дышат на ладан. «Теремок», краса и гордость Кимр, того и гляди рухнет: в последние месяцы правления Литвинова его покрасили в невероятные бело-желтые цвета. Сказочная избушка превратилась в деревенский сортир: интересно, как отреагируют на случившееся надзорные органы, занимающиеся охраной памятников? Будут ли наказаны люди, которые провели такую варварскую «реставрацию»? Найдут ли тех, кто ставил подписи на разрешениях и согласованиях?
Скандал с «Теремком» - только верхушка айсберга. Каким образом, объясните нам, один из городских памятников архитектуры оказался в собственности у предпринимателя Митенкова? Кому принадлежат деревянные здания в стиле «модерн», которые можно увидеть во всех путеводителях по Кимрам? Информация о собственниках прячется в дальних ящиках рабочих столов и является тайной за семью печатями даже для краеведов. Но факт остается фактом: что с возу упало, то пропало. Десятки распроданных при Литвинове объектов недвижимости крайне сложно вернуть в городскую собственность: а ведь кимряки ждут от нового руководства возрождения, восстановления, развития.
А вот еще одна проблема, с которой сложно справиться и целой команде антикризисных управленцев: распродавались не только памятники культуры – под приватизацию закрывались и социальные объекты. Чего стоит одна история с домом культуры в поселке «Южный», который администрация города во главе с Литвиновым закрыла несколько лет назад! Не помогли никакие уговоры, увещевания, предписания и рекомендации. ДК закрылся: но продать здание так и не удалось. Оно пустует и ветшает: сколько таких «памятников» правлению г-на Литвинова стоит сейчас по городу Кимры!
Разбираться нужно буквально со всем: с жилищно-коммунальной, транспортной и прочими жизненно важными сферами, которые раздавались на «кормление» ближайшему окружению Литвинова. С конкурсами, которые проводила администрация города в последние годы. С расходованием бюджетных средств. С участием в областных программах…
Интересно, как планирует разруливать все это бывший кочегар, человек, не сомневаемся, идейный, знающий назубок громкие лозунги – но, увы, ни разу не сидевший ни в одном руководящем кресле на мало-мальски ответственной должности? Может быть, поэтому в Кимрах после выборного угара воцарилась тишина?
Наделала синица славы…
Что кочегар Андреев намерен делать с властью, нечаянно на волне протеста упавшей ему в руки? Приблизительное представление об этом мы получили, ознакомившись с интервью, данном новоиспеченным главой Кимр дружественному КПРФ тверскому изданию. За две недели, прошедших со дня голосования, юный победитель сильно осмелел и, что называется, вошел во вкус. Пообещал перекроить штатное расписание администрации и графики работы – под себя, ведь ему, жителю Торжка, придется какое-то время работать в Кимрах набегами, в режиме командировок. С восторгом поведал, что ему, Андрееву, звонил сам губернатор – после чего юный мэр бросился лично проверять работу кимрских котельных. Сотрудникам администрации Андреев пригрозил переаттестацией, анонсировал масштабный «красный» аудит – но двух «литвиновских» заместителей из четырех, тем не менее, пообещал оставить. Весьма своеобразным образом новый глава города намерен решить и свой личный жилищный вопрос: из муниципальных квартир будут выселены бывшие сотрудники городской администрации. К Новому году мэр обещает сделать Кимрам подарок: въедет в Кимры вместе с семьей.
Но, похоже, десант будет еще более масштабным: ведь на помощь мэру-кочегару обком КПРФ отправляет таких «знающих» и поднаторевших в политике людей, как, например, депутат Тверской городской Думы Олег Борисов. Поговаривают, что вслед за ним в Кимры, на «красную поляну», могут сорваться и все депутаты-коммунисты, заседающие в ТГД. И это понятно: когда еще «прилетит» такая редкая возможность порулить крупным городом, где очень много «золотых», денежных сфер, начиная от ЖКХ?
Проглядывает во всем этом и некая политическая шахматная партия. О своих губернаторских амбициях вдруг вспомнил куратор тверского обкома г-н Соловьев: и верный младокоммунист Андреев уже объявил, что поможет «шефу» всеми мэрскими силами. Вы когда-нибудь видели «красный» административный ресурс? Ведь полагаем, речь идет именно об этом…
Интригу во все происходящее вносят и выборы в Законодательное собрание Тверской области, которые не за горами. Удастся ли Андрею Епишину, который избирается на Кимрском округе, обуздать вырвавшуюся на свободу красную конницу? Сумеет ли спикер договориться о продолжении своей политической карьеры через два года? Или Кимры подарят новые сенсации, и впереди нас ждет череда уголовных дел и неожиданных кадровых перестановок?
Что ж, в этой ситуации Роману Андрееву, у которого явно вскружилась голова, можно только посочувствовать: ведь если он не сумеет набраться в срочном порядке политической мудрости, не создаст рабочую, нормальную команду и «заболеет» самодурством (а с молодыми чиновниками такое происходит очень часто), карьера его может закатиться, не успев начаться.
И, конечно, мы должны посочувствовать всем кимрякам, которые, дав волю протестным настроениям, только-только начинают понимать, какого джинна выпустили из бутылки. Похоже, самое интересное в Кимрах только начинается.
Андрей ТОПОРОВ