Дата: 18 мая 2016

Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей

Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей Надгробных дел мастерица рисует лица умерших на граните и ходит на кладбища как в музей
«Лента.ру» продолжает цикл фоторассказов о людях необычных профессий. О тех, с кем среднестатистический гражданин встречается крайне редко или не встречается вовсе. Мы уже рассказали о судмедэксперте и трубочисте, а сегодня речь пойдет о художнике по камню Наталье из города Кимры в Тверской области. Более 10 лет она делает надгробия, перенося на полированный гранит образы навсегда ушедших людей. Рассказ о ее работе — в фоторепортаже Антона Карлинера.

Диплома гравировщика, равно как и специального художественного образования, у Натальи нет. Она училась в местном колледже на дизайнера одежды, но, поработав немного по специальности, поняла, что это не ее.

В гранитную мастерскую впервые попала 11 лет назад, ей тогда было 19. Этим бизнесом занимаются родственники мужа. Основы ремесла постигала непосредственно в ходе рабочего процесса.

Гравировка на полированном граните с технической точки зрения дело нехитрое. Сперва на камень переносят рисунок, затем контур обводят гравировальной машинкой с алмазной головкой, а потом спицами из твердого победитового сплава вручную наносят точки. Из тысяч точек получается рисунок.

Больше всего Наталье нравится делать портреты. Они получаются у нее лучше всего. Кто-то преуспел в шрифтах — надписи выглядят четкими и объемными. У мастеров-гравировщиков в таких маленьких мастерских нет узкой специализации. Каждый и надписи делает, и портреты, и рисунки, если клиент пожелает раскрыть образ усопшего дополнительным художественным оформлением.

Наталья относится к своей работе очень ответственно. Хуже всего — опоздать с выполнением заказа или сделать что-то наспех. Если много заказов, она часто задерживается в мастерской, а иногда берет работу на дом.

За 11 лет Наталья оформила сотни надгробий. В том числе своей бабушке, брату и мужу. По ее словам, это был очень эмоциональный момент и тяжелый опыт. Но она понимала, что никто, кроме нее, не сделает это так же хорошо, потому что только она знает, какими они были.

Наталья воспитывает дочку. Девочка часто приходит в мастерскую к матери и проводит там много времени, особенно во время летних каникул.

В среднем на один портрет у Натальи уходит два дня. Работа монотонная. Если хочешь точно передать черты лица, какие-то индивидуальные особенности, приходится часами выбивать точки на камне. Чем светлее тон — тем больше требуется плотность точек. Чем темнее — тем меньше.

Изображения на надгробиях часто не соответствуют возрасту умершего человека. Оно и понятно. Родственники обычно выбирают самую удачную, красивую фотографию. Для гравировщика это хорошо. Куда приятнее работать с портретами, хранящими светлые воспоминания.

Наталья уверяет, что на ее эмоциональном состоянии такая работа никак не сказывается, но признает, что общение с родственниками не самое простое дело. К ней приходят люди, потерявшие близкого человека. Наталья старается быть максимально тактичной, но понимает, что нельзя с каждым переживать его горе. Так и до депрессии недалеко.

В небольшом помещении соседствуют мастерская, склад и офис продаж. Всюду расставлены памятники разных форм и размеров — уже с типовым оформлением. Это экономит время. Получив заказ, Наталья только нанесет на гранит портрет усопшего, поставит две даты и напишет эпитафию. Последнюю заказывают не все, а если и заказывают, то что-то лаконичное: «Помним», «Скорбим», «Вечная память».

Наталья уверяет, что ей нравится эта работа, и она не готова поменять ее на что-то иное. К тому же зарплата гравировщика, хоть и зависит от сезона, но все равно выше средней по региону. Летом можно заработать и 50 тысяч за месяц, а зимой заказов почти нет, поэтому остается голый оклад, который заметно меньше. Даже если человек умер зимой, установку памятника люди откладывают до лета, когда земля оттает и осядет.

Работа гравировщика по камню не только утомительная и монотонная, но еще и вредная. Каменная пыль попадает в дыхательные пути, оседает в легких. Мелкие осколки летят в глаза, поэтому без защитных очков работать опасно. Впрочем, зрение страдает не столько от попадания инородных тел, сколько от постоянного напряжения. Выполняя мелкие детали рисунка, мастер подолгу безотрывно смотрит в одну точку.

У Натальи есть альбом, где собраны ее работы. На гранитных плитах изображены скорбящие ангелы, горные пейзажи, цветущие луга с ромашками. Есть портрет охотника с собакой и трофеями. Есть и совсем простые — например, лаконичный крест на черном фоне.

Ей нравится наблюдать за реакцией людей, когда они забирают готовые надгробия. Лучшая похвала для нее, если заказчики отмечают особое сходство с оригиналом: «Надо же, совсем как в жизни... Каждый волосок и родинка...»

Наталья часто ходит на кладбища. Признается, что для нее это как поход в музей. Ей нравится смотреть на памятники, подмечать, как выполнена вся работа и отдельные элементы. Приятно видеть свои работы. Особенно старые. Лицо человека вспомнить уже невозможно, а технику свою узнает сразу.

Каждый день она работает с образами умерших людей. И теперь проще смотрит на смерть: «Все мы рано или поздно умрем». Наталья говорит, что сотрудники ее конторы, и она в том числе, уже присмотрели себе памятники из их ассортимента. Надо только фотографию хорошую подобрать.



Дата: 18 мая 2016 | Просмотров: 2117

Другие способы найти нас:


Читайте также:
22 марта 2025
Жителя Тверской области задержали за серию краж товаров маркетплейсов из фур

21 марта 2025
В Тверской области простятся с погибшим в ходе СВО Михаилом Холодиловым

21 марта 2025
ФСБ задержала гражданина, склонявшего жителя Тверской области к терроризму | Видео

21 марта 2025
Замглавы администрации Дубны признал вину в злоупотреблении полномочиями

21 марта 2025
В Тверской области простятся с погибшим в ходе СВО Сергеем Новиковым

20 марта 2025
В тверском ресторане на глазах у посетителей задержали этническую преступную группировку | Видео

20 марта 2025
В Тверской области простятся с погибшим в ходе СВО Артемом Маркусом

20 марта 2025
Отражена очередная массовая атака дронов на территории семи регионов Российской Федерации

20 марта 2025
Среди 175 возвращенных из украинского плена военнослужащих числятся три уроженца Тверской области

19 марта 2025
В Тверской области гражданин поджег многоквартирный дом вместе с жильцами из-за конфликта с незнакомцем

19 марта 2025
Опубликован момент взрыва «ГАЗели» в Конаково Тверской области | Видео

19 марта 2025
Мощный взрыв разметал «ГАЗель» в Тверской области | Видео

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 -