Определение о принятии обеспечительных мер и наложении ареста на имущество АО «Речной порт «Сарапул» вынесено Арбитражным судом Удмуртии 13 апреля 2016 года. В основе разбирательства — заурядный хозяйственный спор. Истец — транспортное предприятие ООО «Порт Кимры» Московского речного пароходства требует взыскать с ответчика — АО «Речной порт «Сарапул» задолженность в размере почти 15 млн рублей за предоставленные услуги по перевозке речных грузов.
«С июля по сентябрь прошлого года порт заказывал у нас 10 речных рейсов по доставке нерудных материалов из Сарапула в Казань и Чебоксары, — ввел в курс спора коммерческий директор компании-истца Валерий Осипов. — Свои обязательства мы выполнили — груз по адресам доставили. Каждый рейс обошелся примерно в 1,5 млн рублей, и вот оплаты мы ждем уже несколько месяцев»
Диалог ведется с директором порта Андреем Стерховым и его заместителем Дмитрием Санниковым, однако долг погашать они не спешат, рассказал представитель московской компании. В конечном итоге он поинтересовался у корреспондента «ДЕНЬ.org», какой репутацией пользуется руководство удмуртского предприятия, есть ли шансы на возвращение долга?
Правительство определило нормативную стоимость продаваемого пакета акций в 6,134 млн рублей — по сути, это минимальная цена, ниже которой продавец не может опуститься, даже если согласно отчету оценщика пакет будет стоить еще дешевле. В итоге начальную цену для аукциона установили в размере 30,16 млн рублей, но, как это у нас обычно бывает, аукцион не состоялся. Затем, в соответствии с законодательством, пакет был выставлен на продажу посредством публичного предложения. Результат опять нулевой. Тем временем наступил уже 2009 год. Все это время предприятие работало, изменялось его финансовое положение, но независимо от этого процедура приватизации шла своим чередом — в итоге президиум правительства УР принял решение о продаже без объявления цены.
«ДЕНЬ.org» не располагает данными о том, какой была конечная цена приобретения «КамИнвестПроектом» госпакета акций «Речного порта «Сарапул», но, похоже, она была близка к первоначально объявленной правительством нормативной стоимости — чуть более 6 млн рублей. Однако «собачка за время пути успела слегка подрасти».
«Коммерсантъ» в свое время публиковал информацию о том, что в 2007 году балансовая стоимость активов предприятия составляла 38,9 млн рублей, то есть сумма за вычетом обязательств была еще ниже. По итогам 2009 года, на момент завершения приватизационной процедуры, по данным из открытых источников, итог баланса равнялся уже 198,7 млн рублей, а собственный капитал предприятия — 61,3 млн рублей. То есть величина чистых активов за этот период увеличилась как минимум вдвое.
Вероятно, часть его пакета также перешла в собственность ООО «КамИнвестПроект», поскольку в итоге, прибавив к полученным бумагам приобретенные у государства акции, предприятие завладело 69,56% акций порта. Фактически это полный контроль над компанией, обладавшей значительными чистыми активами и обеспечившей по итогам 2009 года валовую прибыль в размере 36 млн рублей. Словом, «Речной порт «Сарапул» был тогда весьма неплохим объектом для финансовых вложений.
Сегодня основным акционером порта по-прежнему является ООО «КамИнвестПроект», которое, в свою очередь, на 85% принадлежит ООО «Удмуртский промышленный холдинг», а им полностью владеет ООО «Приор-инвест», на 100% принадлежащее младшему брату бывшего сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина — Максиму Агашину.
Помимо ООО «КамИнвестПроект», акционером «Речного порта «Сарапул» с пакетом 25,79%, по последним данным, является московское ООО «Солагран», единственным учредителем которого является компания SOLAGRAN LIMITED с пропиской на Кипре.
Казалось бы, все «в шоколаде»: предприятие полностью перешло в частные руки, обзавелось офшорными связями, но вскоре «эффективный частный собственник» повел бизнес «Речного порта «Сарапул» явно по наклонной. Если к 2012 году предприятие все-таки увеличило выручку до 281 млн рублей в год, то в 2013 году она уже упала до 189 млн рублей, а в 2014-м — до 131 млн. При этом расходы почти не уменьшились, что к концу 2014 года привело к устойчивой убыточности бизнеса.
Аудиторская компания «Урал-Аудит» в своем заключении по бухгалтерской отчетности порта за 2014 год указала на «важные обстоятельства»: чистые активы предприятия на начало 2015 года меньше величины его уставного капитала на 52,2 млн рублей, общество обременено обязательствами на 268,3 млн рублей и при этом не имеет достаточных источников для их исполнения без реализации основных фондов.
Исходя из материалов арбитражных дел, «Речной порт «Сарапул» свои долги погашает теперь исключительно после подачи соответствующих арбитражных исков. Даже 3 811 рублей по договору водопользования Федеральному агентству водных ресурсов пришлось «выбивать» через суд.
Дозвониться до Максима Агашина, чтобы узнать, как конечный бенефициар видит перспективы вывода из кризиса приватизированного предприятия, не удалось. На звонки с сотового телефона он не отвечает, отклик на сообщение в «Фейсбуке» не последовал. Директор ОАО «Речной порт «Сарапул» Андрей Стерхов для контактов с прессой по данному поводу также оказался недоступен. «Директор на совещании. Заместитель — занят, другой заместитель — в командировке», — ответила девушка в приемной Стерхова.
«Всё, LIMITED!» — только и оставалось добавить в сложившейся ситуации. Приватизационный круг замкнулся и превратился в символический «ноль» — таков эффект от всей этой кипучей деятельности для Сарапула, Удмуртии и экономики в целом.