Дата: 30 ноября 2015

Несоветские мальчики. Как взрослеют дети нулевых. Кимры. Группа "Рисунок"

Дети, рождённые на границе тысячелетий, скоро окончат школу и станут совершеннолетними гражданами России. Корреспондент «ТД» отправилась в Тверскую область, чтобы поговорить с ними.

Пролог

Группа «Рисунок». Слева направо: Даниил Захаров (покинул коллектив), Алина Топорова, Макар Кириллов, Фёдор Кириллов, Вячеслав Краснослободцев

— А я играю третью сестру.

Высокий худощавый Федя, одетый в расшитый красный сарафан, убегает за кулисы надевать парик — русые волосы с тоненькой косой.

— Какую третью сестру? По Чехову?

— Да нет же, просто третью сестру.

В Кимрском театре драмы и комедии дают пасхальный спектакль. По сюжету у царя три дочери: старшая красивая, средняя умная, а младшая весёлая.

— Где мой меч? — кричит Макар, старший брат Феди. Он играет роль прекрасного принца.

Ему приносят меч — розовый воздушный шарик, похожий на палку колбасы. Из таких шариков в моём детстве делали собачек.

За кулисами — толпа воспитанников воскресной школы Спасо-Преображенского собора города Кимры. Старшеклассники — от четырнадцати до семнадцати лет — учатся в обычных кимрских школах. «Воскреску» многие уже закончили, но продолжают собираться на её мероприятиях и просто дружить. Гул сломавшихся мальчишеских голосов, хохот, тычки в спину и хлопки от лопающихся воздушных шариков. Поправляют занавес. Зал заполняется зрителями.

Сцена первая: Макар

Макар самый старший — ему семнадцать. Косая чёлка выбивается из-под картонной короны и почти закрывает правый глаз. Обычно он носит очки в чёрной оправе, но принцу очки не полагаются.

— Если бы ты был в Москве, ты бы увидел, что такие очки носят хипстеры.

— Я бы не увидел, у меня минус два.

Макар — вокалист и лидер группы рок-группы «Рисунок». Недавно по результатам голосования пользователей «ВКонтакте» группа была признана самой популярной в Кимрах, а на местном фестивале «Кимрская весна» ребята заняли первое место. Трофей в виде скрипичного ключа берегут как кубок Лиги чемпионов.

— На фестивале мы сыграли неидеально, — рассказывает Макар. — Звук был не особо, а в последнем припеве каким-то загадочным образом выключились барабаны. Я охренел.

Макар берёт в руки гитару и нервно теребит струны. Он левша, но играет как все — правой рукой. Говорит, так даже удобней: основная левая рука лучше зажимает струну и звук получается чище.

— Я хочу, чтобы меня знали в Москве так же хорошо, как и в Кимрах, — говорит Макар.

— Ты веришь в то, что твоя идея с группой выгорит?

— Наверное, нет просто играю.

— Но ты думал о будущем?

— Маленько да. Глупо из-за денег заниматься тем, чем не хочешь. Поэтому постараюсь пойти по музыке, хотя почти все отговаривают. А так бессмысленно что-то загадывать. Живи сегодняшним днем.

В помещении воскресной школы у «Рисунка» своя каморка под лестницей — студия звукозаписи. Старые ковры и картонные упаковки из-под яиц на стенах служат для звукоизоляции. На стойке перед микрофоном натянут бежевый капроновый чулок.

— Для тебя творчество — это одиночество?

— Нет, творчество это никак не одиночество. Можно, конечно, где-нибудь заныкаться и все делать в одиночку, но это будет совершенно не то. Когда много народу, каждый что-то предлагает. Я просто отбираю то, что считаю нужным, и порой я прихожу к мысли, что один я всё это не смог бы создать.

В международных медицинских кругах есть мнение, что каждое поколение вступает в период полового созревания в среднем на два с половиной месяца раньше предыдущего. Ученые из Университета Валенсии утверждают, что нынешние дети начинают вести себя как взрослые примерно с одиннадцати лет. Вину за столь раннее взросление возлагают на привычки, насаждаемые обществом потребления и родителями — например, производство обуви на каблуках для маленьких девочек, покупку мобильного телефона для ребёнка.

— А ты помнишь, как ты повзрослел?

— Не знаю. Вроде нет. Или я не заметил, — отвечает Макар. — Предполагаю, что когда я стал ходить на тренировки по рукопашному бою. Было очень тяжело. Много били, и я много бил. Потом врачи запретили — и всё.

— Самый взрослый поступок в твоей жизни можешь вспомнить?

— Ух!

Макар отводит взгляд.

— Наверное, когда я решил поступать в иконописную школу. Когда отучился полгода, решил бросить. На репетиции с группой мы стали собираться два раза в неделю по два часа, а все остальное время я рисовал. И каникул и выходных у меня не стало. Я даже стал завидовать тому, как хорошо живут мои одноклассники! А самое главное то, что меня начало просто разрывать на куски. Нельзя совместить рок и иконопись. Чтобы написать икону, нужно молиться, поститься, а у меня рок. Это невозможно. Но всё-таки одну сессию я полноценно сдал.

— Ты в детстве и ты сейчас — два разных человека?

— Да. В детстве я стрелял из пистолета, а сейчас нет. Прогресс. Взрослые стараются не конфликтовать, учатся сдерживаться, — добавляет Макар. — У меня не всегда получается.

— У тебя есть конфликт с миром?

— Да, много с кем. Больше всего в школе, с теми, с кем учусь, с учителями. В школе — из-за того, что все ожидают от тебя хорошей учебы и их ожидания не оправдываются. А вообще из-за того, что разные взгляды на всё.

— Ты боишься, что когда-нибудь повзрослеешь?

— Нет, я боюсь, что я не смогу заниматься тем, чем я хочу. Боюсь, что проживу просто так свою жизнь.

— Ты сказал, что взрослый человек избегает конфликтов. При этом почти все конфликтовали с миром, когда росли. Что происходит с людьми?

— Наверное, они понимают, что лучше заткнуться, чтобы не было проблем.

Сцена вторая: Даня

Даниил играет в спектакле коня — он самый высокий. На Дане поролоновая конская голова с вырезом для лица. Он одет в ярко-голубой плащ с пришитым поролоновым хвостом. Когда я захожу за кулисы, Даня скачет за сценой — вживается в роль.

— Как бы ты описал взрослого человека? Чем он отличается от подростка?

— Здравым умом и опытом. Взрослый знает, что плохо, а что хорошо, в большинстве случаев лучше, чем подросток. Но у нас больше времени и возможностей. И меньше мозгов.

— Только взрослый человек думает о будущем?

— Нет, но по-настоящему задумывается только он.

Принц несколько раз пробует запрыгнуть на коня. Конь ржёт и поэтому нетвёрдо стоит на ногах. Принц сваливается на пол. Картонная корона падает. Еще попытка — и принц удерживается в седле, размахивая розовым мечом. Хохот заполняет закулисье. Раздаётся шиканье работников сцены — любой шорох слышен зрителям в зале.

— Когда человек взрослеет?

Даня задумывается.

— …Когда нагуляется?

Нагуляться, по мнению Дани, значит наиграться в игрушки и наобщаться со сверстниками.

— А у тебя это как произошло?

— Да само как-то. Я не помню. Я не думаю, что я повзрослел.

На вопрос о самом взрослом поступке в жизни Даня отвечает, что спас котёнка из горящего дома.

— Да ладно, ты полез в огонь? Кто тебе разрешил?

— Я сам.

— А как ты его спас?

— «Мяу-мяу», — так я позвал его. Он дорогу нашёл к выходу и всё, так я спас его.

— В доме были люди?

— А я и людей всех спас.

— Ты врёшь.

— Ха-ха-ха, мне казалось, ты поймёшь.

Чем ближе становишься к подростку, тем стремительнее начинаешь терять очки. Сначала над тобой можно смеяться. Через пять минут ты уже смеёшься вместе с ним. Через десять — думаешь, что твоё детство никогда не кончалось.

Я прошу Даню представить, что взрослый мир — это стеклянный шар. Скоро ему предстоит оказаться внутри, но пока что он наблюдает за происходящимснаружи.

— Что ты видишь внутри шара?

— Мир за стеклом разделен на множество частей, которые кардинально отличаются друг от друга: по стилю жизни, уровню счастья, уровню понимания счастья. Кто в заботах, кто свободен. Кто надеется на себя, а кто на Бога. Кто живет мечтой, а кто реальностью. Кто эгоист, а кто заботится о ближнем и враге.

— А где в этом мире ты?

— Я? Я еще не сформировался. Я и то, и другое, и третье.

Сцена третья: Слава

— У тебя есть помада? — обращается ко мне Слава. — Сейчас мы будем красить Федю.

Помады не оказывается, я предлагаю блеск для губ.

— Нет, это не пойдет, — говорит Слава. — Мы должны нарисовать ему румяные щёки.

Слава играет роль злого дракона, который пытается помешать прекрасному принцу добиться расположения принцессы. Костюм дракона сшить не успели, поэтому Слава выступает в чёрном плаще до пола. Его образ больше напоминает Дарта Вейдера.

— Взрослый человек, он какой?

— Это человек, который может взять на себя ответственность за какое-либо дело и здраво мыслить.

— Ты считаешь себя взрослым человеком?

— По большей части нет. Потому что от взрослого человека повседневно требуют каких-то серьезных решений, а от меня этого не требуется на данном этапе жизни. Я особо не задумываюсь о будущем.

Слава играет на бас-гитаре в «Рисунке» и учится на повара в колледже. Он главный организатор концертов группы — ребята не один раз ездили выступать в Москву и Тверь.

— Ты помнишь, когда повзрослел?

— Не могу вспомнить даже примерно, — отвечает Слава. — Наверное, я почувствовал ответственность, когда мы были с младшим братом на похоронах. Было много народу, и за ним никто не следил. Он постоянно куда-то убегал. Я испугался, что про него забудут, и мы уедем без него. В этот момент я понял, что я ответственен за него и должен за ним присматривать. Перед тем, как началось увлечение Славы музыкой, он тусовался в плохой компании. Говорит, если бы не друзья и не гитара, неизвестно, где бы он сейчас был.

— Ты помнишь момент, когда ты понял, что детство кончилось, теперь всё серьёзно?

— Нет, не помню. Оно продолжается. Точнее, я хочу так считать. Взрослеет каждый по-своему. Я не хочу взрослеть. Взрослый человек и ребёнок видят мир совершенно по-разному. Для ребёнка все кажется восхитительным, прелестным, ему хочется всё познать, испробовать, а взрослому уже ничего не удивительно.

Слава — единственный, кто говорит мне, что взрослые скучны и их трудно удивить.

— Представь, что взрослый мир заключен в стеклянном шаре, а ты имеешь возможность за ним наблюдать. Что ты видишь?

— Повседневную работу людей, которые живут стабильной жизнью, ничем ее не делая более разнообразной. Полная скука.

— Ты хочешь внутрь этого шара или тебе страшно в нем оказаться?

— Мне не страшно в нем оказаться. Это неизбежно. Я хочу балансировать. Не знаю, правда, как. Наверное, когда я окажусь со взрослыми, тогда и узнаю.

— А если бы у тебя была возможность передать себе взрослому послание в будущее, что бы ты написал?

Слава задумывается.

— Я написал бы себе никогда не заходить в колледж!

Сцена четвёртая: Федя

Федя выше меня на голову Он занят поисками потерявшейся в суматохе белой рубашки.

— Ты считаешь себя взрослым человеком?

— Да, я думаю, что да. Взрослый человек — это человек, который несет ответственность за свои действия, поступки, слова. Я отвечаю за свои слова. Если я обещал, то стараюсь выполнять обещание.

Федя музыкален от Бога, у него абсолютный слух. В «Рисунке» он играет на барабанах, кахоне, губной гармошке, в музыкальной школе освоил фортепиано и балалайку, а для собственного удовольствия музицирует на гитаре. Каждая Федина фраза напоминает музыкальный такт, выверенный до последней ноты: «В мире много инструментов, которые я не освоил. Уметь и бренчать — разные вещи».

— Как ты изменился со временем?

— Я твёрже стал. Твёрже в поступках. Например, тебе поручили какую-то работу или просто дали задание. Или ты сам взял на себя какую то работу и сказал, что выполнишь. И раз ты сказал — деваться некуда, делай.

Федя ёрзает. Ему не нравится тратить время на разговоры. После каждого вопроса он «слетает» — переключается на другую тему или просит дать время подумать.

Конфликт с миром — это не про Федю. Федя как будто уже родился взрослым. Только склонность к дурачеству и некоторая наивность в суждениях выдают в нём пятнадцатилетнего школьника.

— И тебе никогда не хотелось сбежать из дома? У тебя не было конфликта с миром?

— Нет, а зачем? Что понимать под конфликтом с миром?

— Когда ты чувствуешь, что ты не понят.

— У меня такое бывает. Но я отношусь к этому спокойно.

Федя кажется мне самым счастливым. Он умеет принимать реальность.

— Конечно, хочется делать что нравится, но из этого ничего хорошего не выйдет. Потому что если все так будут делать, то наступит полный хаос.

Федя снова ёрзает, как будто ищет опору.

— Представь, что взрослый мир — это стеклянный шар. Ты пока ещё вне его, у тебя есть возможность наблюдать за тем, что внутри шара со стороны. Что ты видишь?

— Ответственность. Когда каждый свой шаг обдумываешь и о последствиях печёшься. Постоянное движение, суету. Когда нужно заранее планировать.

— Разве всё планировать не скучно?

— Я каждое утро строю планы на день. Господь даст — сбудутся. Не даст — значит надо так. А так чтобы все спонтанно, я не привык так делать.

— Тебе не страшно попасть внутрь шара?

— Нет. Куда раньше времени лезть? Знаешь, я весь год хотел зиму и постоянно говорил папе: «Скорей бы зима...» Папа мне отвечал: «Не торопи время, всё идёт так, как должно идти». Я приблизительно представляю, что ждёт меня внутри шара, но куда торопиться?

— А если бы у тебя была возможность себе будущему отправить послание, что бы ты себе написал?

— Христос Воскресе! Пусть так будет.

Эпилог

— Я сказал Славе: иди в магазин и купи шарики нормального цвета.

Макар вертит в руках розовый меч.

— Я сказал — нормального. Что сделал Слава? Он купил розовый и голубой. Слава, я не пойду с этим на сцену!

— Там ещё драка будет, Макар даст мне с ноги. Я постановщик, — с гордостью примечает Слава.

В сознании детей нулевых взрослый мир — это отсутствие запретов, свобода выбора, ответственность за свои поступки — и скука, и суета. Взрослые делают не то, что хочется, а то, что приносит больше денег. Взрослые не спорят, потому что знают, что ничего не докажут. Взрослые сдерживают себя. Взрослые ничему не удивляются. Взрослые живут не по сердцу. Почему — им никто пока не рассказал.

Они чувствуют: граница между стеклянным шаром и ними близка, но взрослеть не боятся. Раз — и всё, ты уже внутри, но пока есть возможность побыть ребёнком, шоу должно продолжаться.

— Эй, красавица, не желаешь познакомиться?

Макар обращается к ряженому Феде.

— Я замужем, — кокетничает Федя.

— Кольцо покажи!

— А в конце будет свадьба и даже целоваться будут, — говорит Даня.

— Как целоваться? Прямо по-настоящему? — удивляюсь я.

— Ну, а как ещё! — шутит Макар.

— А ты умеешь?

— Умею! — выпаливает Макар, и снова хохот со всех сторон.

Стеклянный шар подвигается на миллиметр ближе, но, кажется, это вижу только я.

Фото Ирины Васильевой


Дата: 30 ноября 2015 | Просмотров: 2338

Читайте также:
22 июня 2022
Пострадавшая в ДТП 11-летняя девочка скончалась в тверской больнице

21 июня 2022
Мужчина подозревается в истязании малолетних детей

21 июня 2022
Убийце 18-летней девушки в Тверской области предъявлено обвинение

20 июня 2022
В Тверской области задержан подозреваемый в убийстве пожилой женщины

20 июня 2022
Самолет потерпел крушение в Тверской области

19 июня 2022
Подозреваемый признался в убийстве 18-летней девушки в Тверской области

18 июня 2022
Пропавшую 18-летнюю жительницу Тверской области нашли жестоко убитой

18 июня 2022
Жителя Тверской области осудили на убийство на лесозаготовке

17 июня 2022
Следователи проводят проверку по факту гибели человека в реке Тверской области

17 июня 2022
Гражданина, изнасиловавшего дочь в Тверской области, отправили в СИЗО

16 июня 2022
В Тверской области возбудили уголовное дело в отношении женщины, зарезавшей приятеля

15 июня 2022
В Тверской области задержан подозреваемый в убийстве таксиста, совершенном более 11 лет назад

15 июня 2022
Жителя Тверской области будут судить за изнасилование своей малолетней дочери

15 июня 2022
Один работник погиб, другой получил травмы при падении с вышки в Тверской области

14 июня 2022
В Тверской области раскрыто убийство 25-летней давности


Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - 2022 Город-Кимры.ru