На календаре почти осень, а уровень воды в тверских реках так и не достиг нормы. В Иваньковском водохранилище, главном водозаборе региона, воды меньше почти на метр! Чем грозит обмеление водоёмов и ждать ли нам природной катастрофы? Об этом корреспондент «АиФ в Твери» побеседовала с Вячеславом КУЗОВЛЕВЫМ, начальником лаборатории Тверского гидрометеоцентра, доцентом кафедры природообустройства и экологии Тверского государственного технического университета.
— Регион переживает два экстремальных года подряд. Прошлый отличился наводнениями, реки достигли рекордного уровня воды — такое бывает раз в 100 лет. Этот год — противоположность предыдущему. Малоснежная зима и отсутствие весеннего половодья — редчайший случай для нашей полосы. Ещё и лето оказалось скупым на осадки. В итоге мы получили обмеление. У нашей службы есть 25 гидрологических постов, где замеряют уровень воды в реках и озерах Тверской области. Обмеление фиксируется на всех водоёмах. На Иваньковском водохранилище уровень воды ниже нормативной отметки на 90 см. Правда, самый низкий уровень ещё не достигнут. Он отмечался в сентябре 1996 года и был ещё ниже нынешнего на 20–30 см. Тогда воды было настолько мало, что в Твери посреди Волги появились островки суши.
Сегодня дефицит воды может угрожать жителям Бежецка. В городе поверхностный водозабор, вода поступает из реки Остречины, в которую сбрасываются плохо очищенные сточные воды. Вот уже несколько лет в соответствии с современными критериями качества поверхностных вод река Остречина в Бежецке классифицируется как «грязная». В некоторые периоды наблюдаются существенные превышения предельно допустимых концентраций соединений азота, фосфора, нефтепродуктов и других загрязнителей.
Пользуются водой из поверхностных источников и в других городах области: Ржеве, Кимрах, Кашине, Сонкове, Кесовой Горе, Белом Городке. Жители этих населённых пунктов также пострадают от ухудшения качества воды.
— Связь массовой гибели рыб с природно-повышенным содержанием железа в речной воде, на мой взгляд, весьма сомнительна. К тому же, по словам очевидцев, вода имела резкий химический запах, который не мог быть вызван железом. Среди известных мне предприятий, сбрасывающих свои сточные воды в Осугу, крупнейшие — Каменская бумажно-картонная фабрика (объём сброса более 4 млн м3 сточных вод в год) и Кувшиновская городская коммунальная служба.
В целом нынешние природные условия негативно сказываются на водной фауне. Происходит «цветение» воды. В результате ухудшается кислородный режим водоёмов, повышается содержание органических веществ. В воде наблюдается высокое содержание сине-зелёных водорослей, или цианобактерий. Они синтезируют токсичные вещества, которые губительны для обитателей водоёмов. Максимальное цветение воды в этом году наблюдалось в Угличском водохранилище, в Калязинском и Кимрском районах. Ухудшение водного, термического и химического режима приводит к увеличению заболеваний рыб. В Иваньковском водохранилище в этом году встречается много рыбы, пораженной гельмин-тозами. В народе называют её «силитёрной».
Впрочем, рыбные ресурсы из-за маловодья серьёзно страдают не только летом. Если к зиме уровень воды не поднимется, то возникнет риск за-морных явлений подо льдом. Возможно, ихтиологам придётся искусственно восполнять рыбные запасы после такого маловодья.
— Лес и вода взаимосвязаны. У нас происходит варварская вырубка леса, что не может не отражаться на качестве и режиме стока природных вод. Леса — важнейшие водоохранные экосистемы. В лесу вода от талого снега и дождей, просачиваясь под землю, наполняет грунтовые воды, которые питают реки в самые засушливые периоды. Напротив, на безлесной поверхности снег весной тает быстро и стекает в реки бурным грязным потоком. Мало того, что это вызывает эрозию почвы и ухудшает качество воды, ещё и значительно увеличивается риск наводнений. Чтобы снизить количество наводнений или засух, эрозии и загрязнения воды, нужно сохранять леса и ни в коем случае не допускать их вырубку на прибрежных частях водосборов. Уничтожить экосистему можно за пару месяцев, а на её восстановление понадобится целый век. Именно столько в среднем растёт лес.
— Аналогичная ситуация сложилась с торфяниками?
— Конечно! Массовое осушение болот имеет такое же негативное последствие, как и вырубка лесов. Посмотрите, как они сейчас горят! Из-за возгорания только двух торфяников в окрестностях Твери несколько районов Тверской области стояли в дыму, а таких брошенных торфоразработок в регионе десятки. Осушенные болота надо обводнять. Они, как и леса, являются регуляторами водного стока. Болота, как губка, впитывают и копят воду, а потом отдают её медленно и постепенно. В природе предусмотрено всё, и если правильно подходить к её ресурсам, можно избежать и обмеления рек, и многочисленных пожаров, с которыми мы столкнулись этим летом. Надо понимать, что лишних экосистем в природе нет. Когда-то так думали о болотах, осушив их и забросив. Но что мы в итоге имеем? Горящие торфяники, на которых уже не растут ягоды, грибы, лекарственные травы, не гнездятся птицы и не обитают другие животные. Образуется болото в течение тысяч лет. Обидно, что мы теряем так быстро то, что нам дала природа.
— Каких ещё убытков ждать по итогам засушливого лета?
— Дефицит осадков может повлиять и на продовольственный рынок. Возможно, из-за засушливого сезона фермеры соберут урожая меньше, чем обычно. Обмеление рек также ударило по навигации. Особенно сильно пострадало среднее и нижнее течение Волги: там образовались очереди из судов, ожидающих наполнение шлюзов.
— Грядущие осень и зима восполнят летние потери?
— С долгосрочными прогнозами я не знаком, да и оправдываемость у них невысокая. Сейчас в регионе идут небольшие дожди. Пока этого недостаточно, чтобы уровень в реках достиг нормы. Будем надеяться на небесную канцелярию.
АИФ-ДОСЬЕ
Вячеслав КУЗОВЛЕВ родился 9 сентября 1972 года в Калинине. Окончил Тверской государственный технический университет по специальности «Открытые горные работы» и аспирантуру по специальности «Геоэкология». Доцент, кандидат технических наук. Холост.