То, что произведение принадлежит к советской эпохе, художественного руководителя театра народного артиста России Олега Лаврова ничуть не смущает. При выборе материала для постановок он ориентируется прежде всего на свои собственные впечатления, полученные от литературного источника.
– Валентин Катаев, – говорит Олег Алексеевич, – один из тех авторов, чьи произведения отличаются высокой культурой, прекрасным русским языком. Его пьесы – это образцы хорошей литературы и драматургии.
Что немаловажно, творчество Катаева весьма импонирует коллективу театра, привлекает внимание зрителя, так что ничто не мешает воплощать на сцене «Квадратуру круга» вслед за «Днем отдыха» и «Синим платочком». Пьесу, по которой в октябре в Кимрах сыграют премьеру, Катаев написал в 1927 году, а уже осенью следующего года в Московском Художественном театре поставили эту комедию-шутку. Популярность ее была необыкновенная, комедия обошла едва ли не все главные и периферийные театры Советского Союза, ее играли на профессиональной и любительской сценах. Юрий Олеша отмечал: «Квадратуру» ставят всюду. Я видел летом в Одессе на Большефонтанской дороге маленькие афиши: «Квадратура круга» – пьеса Котова, «Квадратура круга» – пьеса Китаева, а у ворот артиллерийской школы висел плакат, где просто, без указания фамилии автора…».
– Тема пьесы очень привлекательна, – говорит Олег Лавров. – А кроме того, в ней действуют светлые герои, с большим запасом человечности. Они, как и их жизнь, лишены темных сторон, и это очень важно. Зрителя мы нацеливаем прежде всего на доброту.
В этом смысле премьерная постановка продолжит линию, начатую в прежних работах Лаврова. И «День отдыха», и «Синий платочек» несут в себе огромный заряд позитива и положительных эмоций. Эмоциональность вообще свойственна постановкам режиссера – она прокладывает дорожку к сердцам зрителя, который сопереживает героям, следя за событиями спектакля, осмысляет не только жизнь ее персонажей. Все потому, что когда бы ни была создана пьеса, над которой работает Олег Лавров, постановка всегда укоренена не в прошлое, но в настоящее и будущее. Аллюзии, возникающие в ходе просмотра спектакля, отсылают вдумчивого театрала не к временам очаковским, а к сегодняшнему дню. Так было, например, с «Блохой» (на снимке) Евгения Замятина, смотрящейся весьма современной и актуальной.
Говоря о других творческих планах, Олег Лавров признается, что сейчас, когда репетиции «Квадратуры круга» практически завершены, перед ним стоит нелегкий выбор. Режиссер выбирает между пьесами «Все кончено» Эдварда Олби и «Последние» Максима Горького.
– Эта чрезвычайно глубокая драматургия, которой стоит заниматься, – отмечает Лавров.
Другой репертуарной новинкой в этом сезоне займется приглашенный режиссер Олег Куртанидзе, с которым театр сотрудничает уже четыре года. «Мы совпадаем с ним по своим эстетическим установкам, – рассказывает художественный руководитель коллектива, – а кроме того, он умеет заинтересовать, вовлечь в творчество труппу». Олег Куртанидзе поставит в Кимрах «Старшего сына» Александра Вампилова, и этот спектакль станет бенефисом Владимира Бутакова. Кстати сказать, в 73-м сезоне здесь намереваются восстанавливать на время позабытую традицию бенефисных спектаклей.
Коллектив живет полноценной жизнью. Параллельно с взрослыми спектаклями (один из них поставит Евгений Сикачев, человек-театр, как его называют) в репертуаре появятся новые детские постановки. Юным зрителям в Кимрах не только сказки показывают, но и в игровой форме рассказывают о манерах поведения в театре, о его истории, а его современность они видят на сцене.
Евгений ПЕТРЕНКО