Традиции и инновации, обучение и воспитание – как удается сочетать подобные понятия учреждениям образования региона и как в этом их поддерживает область, обсуждалось сегодня на расширенном заседании коллегии министерства образования Тверской области.
Тон диалога задал глава региона: цель обсуждения - обозначить основные направления и приоритеты развития сферы на новый учебный год. В заседании приняли участие заместитель директора департамента, стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки России Евгений Калмычков, главный редактор журнала «Вестник образования России» Юрий Глазков.
Глава региона подчеркнул, задача отрасли не ограничивается образовательным процессом, и выпускники школ должны не только обладать знаниями, но и быть настоящими патриотами, достойными гражданами России. По словам Андрея Шевелёва, необходимо, чтобы такой комплексный подход охватывал все ступени обучения. Тем более, подобные примеры в Тверской области есть. Воспитатель кимрского детского сада № 20 Ольга Герасимова разработала собственный краеведческий проект «Гордимся, что мы - кимряки», директор Удомельского детского дома Анна Бурундукова - лауреат Всероссийского конкурса инновационных проектов «Каким должен быть детский дом сегодня». Подобный опыт необходимо поощрять, обобщать и распространять в образовательных учреждениях всего региона, – считает Губернатор.
Это направление сейчас прорабатывается на уровне государства. По словам заместителя директора департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки России Евгения Калмычкова, разработаны два ключевых документа: стратегия развития воспитания в РФ, программа патриотического воспитания. В ближайшее время по реализации первого Министерство предоставит субъектам федеральный план мероприятий, который послужит основой для регионов.
Как отметила министр образования Тверской области Наталья Сенникова, с принятием целого ряда концептуальных документов становится очевидным, что необходимы изменения как структуры образовательного пространства на муниципальном, региональном уровнях, так и условий образования.
- Мы должны осуществить переход к проектно-целевому управлению, подготовить кадры, готовые работать в современных условиях, - обозначила Наталья Сенникова.
Среди обозначенных задач - проработать модели взаимодействия учреждений отрасли и организации образовательной сети, которые предполагают интеграцию разных ступеней образования. Видение некоторых уже сформировано. Среди инновационных моделей - научно-образовательный центр «5D Тверь», который, по словам Натальи Сенниковой, будет продвигать новые достижения науки, техники, сможет организовать производственные мастерские с открытыми лабораториями. В регионе предполагается сформировать рабочие группы, которые рассмотрят концепции изменения организации образовательных сетей. После обсуждения модели будут предложены к реализации на уровне образовательных учреждений. Планируемый срок - сентябрь следующего года. Цель – повышение качества образования.
- Сфера образования Верхневолжья должна уверенно двигаться по инновационному пути, - подчеркнул Андрей Шевелёв. - Правительство Тверской области поддерживает новаторскую активность и педагогов, и учеников, и учреждений отрасли. Мы поощряем одарённых детей и подростков, золотых «школьных» медалистов, ведём работу по профессиональной ориентации и поддержке исследовательской деятельности студентов колледжей и лицеев. В регионе создана система поддержки учителей-инноваторов.
Продолжая тему формирования разносторонней и ответственной личности, Губернатор области особый акцент сделал на трудовом воспитании подрастающего поколения, которое по-прежнему имеет большое значение в становлении целеустремленной, активной молодежи.
Отдельное внимание - системам дополнительного и профессионального образования. Последняя, как отметил глава региона, должна опираться на современные экономические реалии и потребности области.
На заседании были не только поставлены задачи, но и произнесены слова благодарности. Андрей Шевелёв вручил работникам образования области министерские и региональные награды.