Дата: 31 октября 2024

Вышла в свет книга, посвященная духовному центру старообрядчества в Кимрах

Уникальная книга, посвященная бывшему духовному центру староверия, находившемуся в селе Кимры Тверской губернии, подготовлена и издана местным краеведом, литературоведом, публицистом Владимиром Ивановичем Коркуновым.

Справка:

В. И. Коркунов является членом Союза российских писателей с 2001 года, Российского Союза профессиональных литераторов с 2008 года, Тверского союза литераторов, Почетным гражданином Кимрского района (2008), Председателем Кимрского клуба краеведов (1985 — 2008), членом Литературной группы «Вдохновение» (г. Кимры), обладателем множества наград, среди которых Архиерейская грамота Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора «В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви». Инвалид II-й группы (1998). В. И. Коркунов — краевед и историк с огромным стажем и авторитетом. Его трудами создано 10 сборников «Кимрская старина». Книга «Кимры в тексте» стала результатом двенадцатилетней исследовательской работы автора, связанной с проявлениями образа Кимр в художественных и публицистических текстах с дореволюционных времен до наших дней. Вторая часть исследования посвящена биографиям ключевых, связанных с Кимрами, писателей: А. А. Фадеева, Б. А. Ахмадулиной, О. Э. Мандельштама, М. М. Бахтина, С. И. Петрова и М. А. Рыбакова. В заключительной части — отдельные очерки по истории Кимр. Некоторые публицисты считают, что исследования Коркунова излагают альтернативную историю русской провинции, свободную от дореволюционных, советских и даже «перестроечных» штампов.

До революции 1917 года в селе Кимры проживало большое количество филипповцев. Это в прошлом весьма многочисленное общество беспоповцев, не приемлющих брака, последователей инока Филиппа. Он сначала подвизался в Даниловом монастыре на Выге, но в нач. 1740 х гг. отделился от даниловцев, не согласившись с возобновлением моления за царя, на что, под давлением правительства, они вынужденно пошли.

По имени инока Филиппа его последователи стали называться филипповцами, а по обычаям — старопоморцами, т. е. последователями поморцев, бывших до возобновления моления за царя. Филипповцы строго содержат устав и обычаи первых поморцев: кроме немоления за царя, они отвергают крест с надписанием пилатова титла, считая, что до раскола этого надписания русская Церковь не принимала, последуют учению о безбрачии, не допуская новоженства и пр. Богослужения у них проходят, как и положено по суточному кругу, в ночное время. Отличия филипповцев от ближайших к ним по воззрениям старообрядцев федосеевского согласия не-велики: они более последовательно соблюдают небрачие, отказываясь от совместного моления со староженами, не поклоняются богородичной иконе «Скорбящим радосте».

Кимрские филлиповцы основали в 1780 х гг. в Москве духовный центр «Братский двор» сопоставимый по значимостью с Преображенским и Рогожским кладбищами.

Он помещался в Дурном пер. (ныне Товарищеский) в глубине домовладения № 6. В 1789 г. на средства тверского купца Т. И. Долина была выстроена деревянная моленная во имя Успения Пресвятыя Богородицы.

Кимры были, в том числе и крупным иконописным центром. Туда посылали учиться молодежь и из других старообрядческих согласий. Известный старообрядческий иконописец, реставратор, ученый, собиратель Федор Антонович Каликин (1876–1971) писал по этому поводу: «Направлен в село Кимры Тверской губернии на учение к художнику иконописцу, реставратору старых икон, у которого сначала обучался, а затем работал по найму по 1905 год».

Сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук в Санкт-Петербурге Д. Ермолин в одном из своих докладов отметил. «Известно, что на рубеже XIX-XX веков Каликин жил и работал в Кимрах, обучался иконописанию и совершенствовал свои навыки, но после драматических событий XX века, в 1960-е годы, он возвращается в Кимры уже в качестве собирателя и работает в составе археографической экспедиции Косцовой. Известно, что в 1961 году отсюда было вывезено 20 экземпляров ранней средневековой книги, в том числе Острожская библия и другие ранние издания, которые пополнили фонды Эрмитажа. Не так давно был выпущен каталог старопечатной книги Эрмитажа, в котором эти издания представлены».

К сожалению, полноценного научного направления по изучения филлиповцев и вообще староверов села (ныне города) Кимры Тверской губернии не существует. Поэтому книга В. Коркунова «Кимрские старообрядцы» стала первым шагом в этом направлении.

Автор начинает повествование с истории церковного раскола и общей истории староверия, это и правильно, ибо провинциальные читатели, любители краеведческой литературы очень мало знают об этих событиях.

Затем Коркунов переходит к староверию Тверской земли и, в частности, к личности легендарного старообрядца-просветителя преподобного Иова Льговского, который основал Успенский монастырь на о. Селигер и восстановил ряд других обителей Тверской земли. После реформ патр. Никона преп. Иов и его ученики вынуждены были бежать от преследований новолюбцев. Ему удается основать новый монастырь в районе г. Рыльск. Ныне на месте монастыря находится г. Льгов Курской области.

Во второй части своего исследования автор начинает рассказ о кимрском староверии. Он отмечает что возникновение старообрядчества в кимрском крае до сего дня не было исследовано и имеет ограниченное количество источников. При этом их не только мало, они порой бывают противоречивы. Начальные сведения о возникновении старообрядчества на кимрской земле мы можем почерпнуть из книги священника, преподавателя, писателя Д. И. Скворцова «Очерки тверского раскола и сектантства». Один из очерков ее «Беспоповщинский раскол и сектантство в Корчевском уезде с центром его в с. Кимрою» в значительной мере посвящен старообрядчеству в Кимрах. Автор начинает очерк словами о значении Кимр с окрестными населенными пунктами в российском старообрядчестве, как об одном из значимых в России центров старообрядцев-беспоповцев филипповского согласия. Последние отличались аскетизмом и фанатизмом. Уже во второй половине XVIII века в Кимрах существовала твердо организованная филипповская община. Село Кимры и его окрестности автор называет опасным гнездом беспоповского раскола, из которого в свое время вышли основатели и руководители филипповской общины в Москве, где долго удерживали свое влияние. А началось все с устройства часовни при Московской филипповской общине, молитвенного дома и богадельни при ней. Тверской купец Т. П. Долин, будучи в с. Кимры по торговым делам, узнал от местных монахов о планах возвести в Москве, при филипповской общине, часовню и. Убедившись, что сможет сыграть ведущую среди филипповцев роль, Долин переезжает в Москву, Вскоре, он посредством своего капитала строит часовню, получив тем самым желанное влияние в филипповской общине и распорядительство в молитвенном доме. Так, около 1790 года в Москве появилась филипповская часовня. Вскоре там же возникли еще две филипповские общины с наставниками И. Алексеевым и С. Андреевым. А кимрские филипповцы начали присылать в Москву своих отцов-наставников. Первым из них стал кимрский монах Варлаам, который освятил молельню. Через некоторое время он возвратился в Кимры. Среди последующих кимрских наставников филипповской часовни в Москве назовем Алексея Яковлевича Балчужного (настоящая фамилия Смирнов). Благодаря своим сочинениям, он получил широкую известность «непобедимого полемиста против поморцев». Поморцы утверждали, что Балчужный писал свои сочинения с помощью дьявола. За начитанность, отличное знание церковного писания, за строгую жизнь, по словам старообрядческого писателя Павла Любопытного (1772-1848), Балчужного почитали и прославляли в Москве, Архангельске и других городах.

Далее Коркунов рассказывает об общинах и моленных домах староверов Кимр и их окрестностей. Среди них — Савеловская старопоморская община, община деревни Филиппово, Суховская община, Мельгуновская община, община деревни Колкуновка и других. Также не обойдены вниманием старообрядческие кладбища и иные исторические памятники местного староверия.

Книга Владимира Ивановича Коркунова «Кимрские старообрядцы» издана совсем небольшим тиражом и в ближайшее время может статья библиографической редкостью. Поэтому желающие приобрести ее должны поторопиться.

Источник: Ruvera.ru


Будь в курсе! Подписывайся на наш Telegram-канал



Дата: 31 октября 2024 | Просмотров: 862

Другие способы найти нас:


Читайте также:
10 ноября 2024
На территории Российской Федерации средствами ПВО уничтожены 70 БПЛА

10 ноября 2024
Два человека пострадали во время атаки беспилотников в Подмосковье | Видео

10 ноября 2024
Атака беспилотников на Москву продолжается. Сбито 32 БПЛА

09 ноября 2024
Синоптики рассказали, когда в Тверской области ждать новый снегопад

09 ноября 2024
В Тверской области многодетная семья отравилась неустановленным веществом, умер ребенок

09 ноября 2024
Средствами ПВО в небе над Тверской областью уничтожен БПЛА самолетного типа

08 ноября 2024
В Тверской области простятся с погибшим в ходе СВО Эдуардом Кошкиным

08 ноября 2024
Потерпевшего из Тверской области осудили за отказ от дачи показаний

08 ноября 2024
В Тверской области 10-летнего мальчика затянуло под скоростной поезд

07 ноября 2024
В Тверской области работник завода сорвался с лесов и погиб

07 ноября 2024
В Тверской области простятся с погибшим в ходе СВО Денисом Лебедевым

07 ноября 2024
«Автодор» опубликовал видео ДТП с автоцистерной в Тверской области

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - Город-Кимры.ru