В основе всех новых методических рекомендаций фактически заложено определение водителя, как провокатора. Исходя из этого строится весь механизм поведения инспекторов и выстраиваются диалоги. И стоит сказать, что такой подход имеет под собой оправданные основания.
Сейчас даже не знающие толком законов автомобилисты пытаются срежиссировать свою встречу с сотрудниками ГИБДД так, словно они им чего-то должны. Поэтому появление новых инструкций можно считать вполне обоснованными.
По стилю документа чувствуется, что над рекомендациями поработали опытные психологи, выстроившие целую схему взаимоотношений на дороге. Запомнить ее и применить наверное несложно, но как быть, если схема даст сбой и остановленный водитель окажется более непредсказуемым?
Кроме того, а куда должен деть свои эмоции и подавленное желание пресечь автохама сам сотрудник ГИБДД, как он с этим справится и куда выплеснет?
В общем, вопросов много и готовить таких вежливых инспекторов надо бы начинать чуть ли не с детского сада, но сам по себе переход отношений инспектор — водитель на новый уровень весьма интересен и безусловно заслуживает внимания.
Так что же теперь не так?
Инспекторам ГИБДД предлагается противостоять провокациям автомобилистов культурой поведения, вежливостью, уважением, высоким уровнем правосознания и нравственностью.
Встречают по одежке
Все начинается с внешнего вида сотрудника ГИБДД и тут поспорить трудно. Стражам дорог предписано выглядеть аккуратно, сохранять вежливое выражение лица и держаться уверенно.
Еще в 2020 году МВД предписало сотрудникам-мужчинам быть всегда коротко подстриженными, тщательно выбритыми и не носить ювелирных изделий, кроме обручального кольца. Полицейским дамам стоит соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и украшений.
Теперь прописан даже угол общения между сотрудником ГИБДД и водителем — он должен составлять 90 градусов. Именно под таким углом, считают авторы документа, рождается доверительное отношением. А вот лезть в автомобиль и пытаться лучше рассмотреть водителя не стоит. Личное пространство нарушаться не должно. Приближаться более, чем на расстояние вытянутой руки не рекомендуется.
Образец вежливости
Сотрудникам ГИБДД рекомендовано почистить свой словарный запас и предоставить преимущество таким выражениям, как:
«Здравствуйте», «Добрый вечер», «Чем я могу вам помочь?», «Пожалуйста», «Будьте добры», «До свидания» и даже «Извините».
Обращаться к водителю нужно исключительно на «Вы» и по имени-отчеству.
Еще 2 года назад в приказе МВД было декларировано, что сотрудник полиции обязан разъяснять правонарушителю то, в чем тот не прав, доброжелательно и без нравоучений, воздерживаться от жестких действий и резких высказываний в присутствии детей, женщин и людей преклонного возраста.
Трудно высказать и не высказать
Чтобы инспектору было проще, авторы документа даже разобрали наиболее часто встречающиеся ситуации и представили модель поведения при встрече с водителем.
Сотрудникам ГИБДД надлежит проявлять сдержанность в тех случаях, когда водитель требует предъявить документы, а еще в разговор начинают вступать агрессивные пассажиры. Подавив в себе желание ответить тем же, считается целесообразным спокойным тоном и, очевидно с добрым выражением лица спросить:
«Почему вы ведете себя так?», «Какую цель вы преследуете?» или «Каким образом ваше поведение связано с остановкой транспортного средства?».
Психологически таким образом можно добиться, как регламентировано, перехода с эмоционального уровня общения на интеллектуальный.
При этом психологи утверждают, что универсального средства противостоять агрессии водителя не существует, но «рабочий» вариант предложить готовы — это проявление большой и даже чрезмерной вежливости в ответ на очевидную агрессию.
Например: «Многоуважаемый, Игорь Леонидович, сделайте одолжение…», «Товарищ водитель, покорнейше прошу освободить меня от демонстрации ваших неисчерпаемых правовых знаний…».
Считается, что подобный подход послужит моральному превосходству над автохамом и обезоружит агрессивного гражданина.
При этом предлагается немного даже польстить водителю, напрмер:
«Сергей Иванович, вы же самодостаточный человек, зачем вы проявляете грубость и агрессию?», «Как такой интеллигентный и рассудительный человек, как вы, может проявлять бестактность! Неужели вы могли произнести такое?».
На лице написано
Не словом единым предстоит бороться с грубыми водителями. Мы уже говорили о том, что сотрудник ГИБДД должен быть приветлив и сохранять вежливое выражение лица, так вот есть и еще рекомендации по жестам и мимике.
Ни мимика, ни жесты не должны унижать личные достоинства гражданина. Нельзя указывать в сторону участника диалога ни пальцем, ни жезлом и даже стоять «руки в боки». Такое поведение может вызвать только негативную реакцию.
Сойдет и так
Многое из представленного в рекомендациях кажется вполне обоснованным и разумным, но документ не обладает юридической силой. Это даже не должностная инструкция, а некий совет, если хотите.
То есть, можно ему следовать, а можно и не следовать и ничего за это не будет. А стоило бы его издать в форме приказа, как считаете вы?
Будь в курсе! Подписывайся на Telegram-канал «Город-Кимры.ru».