Как свидетельство уничтоженной красоты стоят сегодня в Кимрском музее церковные двери XVII века. Изготовлены они кузнечным способом и состоят из ажурных металлических пластин на кованых плоских брусках. Под пластины была положена слюда и куски кожи темно-красного и зеленого цветов — в шахматном порядке. На пластинах и брусках множество кованых, различной формы и величины розеток, которые, как и пластины, покрыты составом золотистого цвета. На дверях мощный засов. По словам реставраторов, это очень редкая вещь. Известны сундуки и ларцы, выполненные в той же технике. По мнению работников музея, двери принадлежали Троицкой церкви. Церковь была «итальянской архитектуры», но в её декоре использовались работы русских мастеров.
Вот и все, что осталось потомкам от того прекрасного, что они по праву должны были иметь... Спасибо варварам!
Храм Вознесения. Господня имеет более счастливую судьбу, потому как «до основанья» разрушен не был. Построен в 1813-м году прошлого века на месте деревянной церкви. В 1829-м к нему была пристроена колокольня, возведенная в основном на деньги зажиточного крестьянина А.С. Мошкина.
В 1941 году храм «по просьбе трудящихся» был закрыт... Ему нашли «должное» применение: использовали под склад, электроподстанцию, маслозавод.
В 1990 году церковь вновь возвратили религиозной общине, с тех пор в ней совершаются службы, одновременно она реставрируется.
При въезде в Кимры со стороны Твери радуют взор позолоченные кресты на пятиглавом Спасо-Преображенском соборе, главном храме города и района.
Закладка Преображенской церкви состоялась в 1902 году, а службы начались в 1911-м. Через шестнадцать лет все тот же Кимрский горсовет ходатайствует о закрытии храма... Тверь и Москва поддержали «благое начинание», но верующие были искренне возмущены таким решением. Кимряки оказали противодействие специальной комиссии горсовета, которая пришла в храм 20 мая 1929 года. Власти арестовали группу лиц, подозреваемых в «организации беспорядков»...
Последовал показательный процесс. Приговор гласил: «...суд вынес приговор по делу контрреволюционного выступления Преображенских церковников... Главные организаторы и Руководители выступления поп Колеров, кулак Болдаков, член Церковного совета Бойков, Дмитриев и Закурин приговорены к высшей мере социальной защиты...»
Власти показали всем, что несогласия со своей варварской политикой не потерпят. Остальные храмы закрывались уже без протестов...
«Учитывая исповедничество и мученичество даже до смерти присно памяти протоирея Колерова и мирян Анании Бойкова и Михаила Болдакова, настоящим благословляем... совершить их канонизацию в лике местночтимых святых Тверской епархии»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй 17 сентября 1997 года:
"Наш город теперь имеет своих небесных покровителей. Определено «память священномученика Феодора и иже с ним убиенных Анании и Михаила праздновать в день их мученической кончины — 29 ноября по новому стилю...»
Подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря — храм был открыт в 1915 году и через десять лет закрыт. В дальнейшем использовался как Дом просвещения, кинотеатр, потом стал спортзалом обувной фабрики «Красная звезда».
В 1875 году благословляется строительство церкви при новом кладбище — сейчас там с «благословения» Советской власти располагается горпарк (точнее, его останки). Построенную церковь нарекли Скорбященской. Взорвана в 1933 году...
В районе нынешней горбольницы №1 стояла церковь Иоанна Предтечи, появившаяся там в 1875 году на месте старой деревянной по инициативе крестьянина-сапожника С.А. Волкова. Через десять лет при храме стараниями того же крестьянина была открыта церковно-приходская школа. В 1931 году храм перестал существовать.
В стороне от села Ильинское хорошо видны контуры разрушающегося Свято-Троицкого женского монастыря...
На сегодняшний день в Кимрах и районе действуют храмы:
Те, кому посчастливилось побывать хотя бы в одном из старинных городов Тверской области, к примеру, в Старице или Торжке, не могли не восхищаться замечательными архитектурными ансамблями соборов, церквей, монастырей.
Невольно возникает вопрос — как же они сохранились, все ведь жили при одной власти, подчинялись одним законам... Но в то время, когда одни рушили, другие сохраняли. Имена местных разрушителей известны. Но мы не будем уподобляться им, злобствуя на тему их скудоумия. Бог им судья...
Чтобы закончить рассказ о храмах, мы поинтересовались мнением священнослужителей на роль и значение православия в истории России. С этой просьбой обратились к протоиерею Преображенского храма отцу Евгению. Предлагаем вашему вниманию текст его ответа.
«История — память человечества, является одной из двух составляющих откровения Божия.
Первая — окружающая нас природа с мудростью и непостижимостью её законов. Вторая — история человеческой цивилизации. И мы, находясь в нашей исторической точке, многому можем научиться и сделать определенные выводы.
Десятый век в истории отчизны стал поворотным. В его начале на территории европейской части нашего теперешнего государства не было как такового государства с едиными границами, правлением, религией, культурой.
Славянские племена не могли соединиться в единое целое, так как языческая религия многобожия только усиливала вражду. У каждого племени был свой языческий бог (Перун, Даждь-бог и пр.), а единство крови, политические интересы не надолго сохраняли хрупкий мир. Шла постоянная вражда с уничтожением друг друга.
И только когда свет Христовой веры пролился в сердца наших предков, они стали соединяться в единый могучий народ. Скрещения славян началась и сама история Руси как единого государства — Святая Русь
Март, 26, 1999 г. Прот. Евгений Морковин».