Дата: 16 февраля 2020

О судьбе самолёта под бортовым номером СССР-64452 и людях, подаривших ему вторую жизнь

В истории авиации нашей Родины есть много славных моментов и достижений. Стоит помнить, что эти события – результат работы сотен тысяч людей, которые были преданы своему делу, отдавались ему всем сердцем и душой. Эти учёные, конструкторы, инженеры, лётчики и многие другие были мечтателями, стремившимся к развитию прогресса. Они оставили после себя огромное наследие.

Меняются времена, поколения и их мировоззрение, а люди, творившие историю, уходят, забирая с собой опыт, знания, секреты великой державы и бесконечное множество историй, которые не найти ни в Интернете, ни в литературе.

Достойной благодарностью за их труды вполне может являться установка памятника, что в постсоветской России кажется невыгодным, затратным, а также проблематичным в плане организации делом. Несмотря на это, всё чаще мероприятия, посвящённые сохранению истории авиации, проводятся волонтёрами. Они могут быть далеки от работы в офисах крупных авиационных корпораций, но они ценят и стремятся сохранить наследие нашей авиационной истории. Активисты делают это не из корысти, а из-за большой, искренней любви к авиации и из уважения к людям, создававшим историю. Наша редакция решила рассказать о двух таких энтузиастах.

Супруги Илья и Антонина Аксарины уже который год реставрируют и создают новые памятники самолётам по всей России. Их судьбы пересеклись во время работ в Центральном Музее ВВС в Монино, где они помогали восстанавливать экспонаты, будучи волонтёрами. Они приложили руку к многим известным проектам, таким как сохранение, перевозка и реставрация самолётов-памятников Ту-104 в Рыбинске, Бердске, Монино, Томске и Звёздном городке; Ил-18 в Вологде и Монино; Як-40 в Дубне; Ту-154М «Ижма» и Ту-134Б авиакомпании «Алроса» в Новосибирске, а также множеству других проектов.

Некоторое время назад Илья и Антонина обратили внимание на удручающее состояние самолёта-памятника Ту-124, установленного на родине великого советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева – в городе Кимры Тверской области.

История этого самолёта интересна. Он был построен в 1965 году и 10 лет эксплуатировался в ВВС Германской Демократической Республики. В 1975 году был возвращён в СССР и стал эксплуатироваться в качестве летающей лаборатории в ЛИИ им. Громова в Жуковском, где ему был присвоен бортовой номер СССР-64452. В 1984 году самолёт был выведен из эксплуатации, а позже был подарен конструкторским бюро Туполева городу Кимры. Борт своим ходом прилетел на аэродром Борки, откуда был отбуксирован и установлен на постамент в качестве памятника.

Самолёт долгое время был одной из главных достопримечательностей города Кимры. Его любили местные жители, с ним фотографировались все туристы и свадебные пары. Но в 1990-х и 2000-х годах, когда страна переживала настоящий хаос, отношение людей к памятнику изменилось. Внутри самолёта собирались наркоманы, алкоголики, бездомные и другие люди, которым вряд ли была важна историческая ценность этого борта. Самолёт был повреждён несколькими пожарами, все остекление было выбито, а воздухозаборники были повреждены ударами о них камней и бутылок, которые люди пытались забросить в двигатели, и без того набитые мусором. Ливрея самолёта не только выцвела за долгие годы, но и была скрыта от глаз людей под слоем граффити. В течение этого времени за самолётом старались ухаживать другие волонтёры, которые хоть как-то пытались привести его в достойный вид. Руководство Савёловского машиностроительного завода организовало зашивку листами металла разбитых иллюминаторов, а командование близлежащей военной части пару раз направляло добровольцев подкрасить самолёт. В первых субботниках на этом борту участвовали волонтеры из центра детского творчества имени Панкова, которые очистили самолет от большой доли мусора. Несмотря на все усилия, это несильно помогало всей ситуации.

Илья и Антонина, будучи волонтёрами Центрального Музея ВВС России, предложили ОКБ Туполева привести самолёт в лучшее состояние и превратить его в памятник, которым город Кимры мог бы гордиться. Тем более, близилась знаменательная дата – 130 лет со дня рождения Андрея Николаевича Туполева.

После длительных разбирательств с документами и тщательной технической инспекции памятника проекту был дан зелёный свет. Осенью 2018 года супруги Аксарины, совместно с рабочими ОКБ Туполева и 360 авиаремонтного завода в Рязани начали работы по разборке и перемещению самолёта на новое место. С него были сняты двигатели, которые позже будут переданы краеведческому музею города, также были отстыкованы отъемные части крыла (далее ОЧК) и вертикальный стабилизатор. Благодаря работе специалистов была восстановлена тормозная система самолета. Тормоза восстанавливали для дифференциального торможения при разворотах и аварийного торможения при обрыве сцепки, так как не было времени изготавливать водило и пришлось тянуть самолёт тросом. Для спуска и подъёма самолета был разработан специальный набор такелажных устройств. Также был найден оригинальный заводской «паук» с шильдой «Ту-124» для подвешивания ОЧК. После того, как борт с помощью четырёх кранов был спущен с постамента, он продолжил свой путь на новое место по земле. В отличие от старого места, заросшего глухими зарослями, на котором Ту-124 простоял больше 30 лет, новая локация подходит памятнику идеально – это поляна, находящаяся на развилке дорог у Савёловского моста прямо на берегу Волги.

После того, как колёса шасси и подшипники были полностью перебраны, а стойки закреплены дополнительными страховочными тросами, борт был отбуксирован военным самосвалом до нового места по перекрытым улицам города, что вызвало ажиотаж среди местных жителей.5 октября 2018 года Ту-124 был отбуксирован на новое место, где началась его полноценная реставрация. Совместно с рабочими с 360 АРЗ с самолёта были смыты остатки старой ливреи, вновь были пристыкованы ОЧК и вертикальный стабилизатор.

Были долгие разбирательства на тему того, в какую именно ливрею покрасить борт. Изначально реставраторам был интересен вариант покрасить самолёт в ливрею восточногерманской авиакомпании Interflug, как знак того, что самолет изначально эксплуатировался в ГДР, а при снятии с борта краски были обнаружены остатки ливреи ВВС ГДР. Даже рассматривался вариант подключить к реставрации немецкую авиакомпанию Lufthansa. Позже сотрудники ОКБ Туполева отговорили реставраторов от этой идеи, поэтому было принято решение нанести первоначальную ливрею Аэрофлота, в которую красили самолёты Ту-124. Для того, чтобы покрасить борт исторически достоверно, было поднято большое количество документации, собственноручно изготовлены трафареты. На помощь пришли сотрудники Рижского музея авиации, где осталась носовая часть Ту-124 в этой ливрее. Они предоставили детальные замеры и фото, а также провели подробную консультацию. К сожалению, из-за того, что было принято решение открыть памятник самолёту на знаменательную дату – 130 лет со дня рождения академика Туполева, покраска и установка самолёта на постамент производились в кратчайшие сроки. Основная реставрация должна была продолжиться уже после открытия памятника. Из-за спешки было допущено несколько ошибок в ливрее – отсутствуют характерные «реснички» у остекления кабины пилотов, неровно нарисован флаг на киле.Также таинственным образом было срезано и исчезло большое количество половых балок внутри самолёта, когда волонтеров-реставраторов и руководства 360 АРЗ не было на месте. Позже выяснилось, что эти элементы силового набора пола в заднем салоне, а также остатки проводки и нержавеющие трубы вентиляции были вырезаны несколькими недобросовестными рабочими и сданы на металл. Эти элементы были найдены, а трубы выкуплены реставраторами. Так как покраска проходила уже в холодное время года, не было достоверно известно, сможет ли краска пережить зиму.

5 ноября 2018 года памятник самолёту был торжественно открыт. Несмотря на общее восхищение, памятник ещё не был доделан, и требовалось проделать колоссальный объем работ. В частности, внутри Ильёй и Антониной была проведена масштабная противокоррозионная обработка. Помимо всего прочего, нужно было найти фонарь кабины штурмана, иллюминаторы и прочее остекление кабины, а также отсутствующую заднюю дверь. Все это удалось найти в ЛИИ имени Громова и на задворках ОКБ Туполева. Некоторые детали были сняты с разных самолетов Ту-134 и идеально подошли на Ту-124, который обладал многими схожими с Ту-134 конструкционными решениями. Чтобы печальная судьба самолёта на прежнем месте не повторилась, Илья и Антонина серьезно позаботились об охране борта. Внутри установлена сигнализация, а снаружи – система видеонаблюдения. Также борт находится под постоянным наблюдением местных жителей и полиции. Реставраторами было принято решение не делать самолёт доступным для людей, именно из-за этого он был помещен на высокий постамент, а позже вокруг него будет разбит особый газон, перемещение по которому будет весьма затруднительно. Говорить об итогах реставрации пока рано, но можно с уверенностью сказать, что этому самолёту очень повезло обрести новую жизнь в качестве хорошо сделанного памятника. Новый мемориал стал не только украшением города, но и достойной благодарностью великим умам советских инженеров, учёных, лётчиков и рабочих. Впереди у этого Ту-124 хорошее будущее, и мы надеемся, что борт СССР-64452 будет еще долгие годы служить гордым напоминанием о том, на что способен чистый разум, воля и труд русского человека.

История Ильи и Антонины Аксариных на этом только начинается. Эти трудолюбивые и самоотверженные люди – прекрасный пример того, что, даже не имея изначально никаких связей и достаточного количества финансов, каждый человек способен совершать то, что кажется невозможным, и делать этот мир чуточку лучше. Впереди у них много интересного, и мы искренне желаем им удачи во всём!

Андрей Жарков, Екатерина Рогова
Фото: Глеб Хлопунов, Антонина Аксарина


Дата: 16 февраля 2020 | Просмотров: 3204

Другие способы найти нас:


Читайте также:
19 апреля 2024
Адвокат Данилов: поступление на карту «денег из ниоткуда» может грозить неприятностями

18 апреля 2024
34-летний программист погиб в подмосковной Дубне при загадочных обстоятельствах

18 апреля 2024
Низкое давление, ливни и холод: на Тверскую область надвигается вихрь «Гори»

18 апреля 2024
В Тверской области велосипедист упал на Hummer

18 апреля 2024
В Твери арестовали бывшего гендиректора компании «Газпром межрегионгаз» Сергея Тарасова

17 апреля 2024
В Тверской области простятся с погибшим в ходе СВО Олегом Зыковым

17 апреля 2024
Появилось видео задержания предпринимателя, вырубившего лес на 41 млн рублей под видом сухостоя

17 апреля 2024
В Тверской области простятся с погибшим в ходе СВО Пантелеем Вуколовым

17 апреля 2024
Зарплата за январь пришла только в апреле: в Тверской области прокуратура изучает жадного предпринимателя

17 апреля 2024
Юноша из Тверской области полтора года переписывался с девушкой, которая оказалась парнем-шантажистом

17 апреля 2024
Тверской школьник сделал муляж взрывного устройства с надписью «смерть» и принес его в школу

17 апреля 2024
В Тверской области простятся с погибшим в ходе СВО Алексеем Кривиным

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Telegram
В Контакте
Одноклассники
Instagram
Facebook
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2014 - Город-Кимры.ru