В Тверской епархии наиболее известна церковь Смоленской Божией Матери в Кушалине, что была построена в самом конце XVI века Симеоном Бекбулатовичем, последним носителем титула великого князя Тверского.
Однако в селе Ильинском, на берегу одноименного озера, церковь во имя Пречистой Богородицы Одигитрии – деревянная с шатровым верхом, с приделом Ильи Пророка, появилась раньше. В 1550 году, когда это село досталось князю Ивану Федоровичу Мстиславскому – знаменитому воеводе, находившемуся в самом ближнем окружении царя Ивана Грозного, она уже стояла.
В XVII веке село, как и храм, перешло из вотчины князей Мстиславских в собственность Архангельского собора Московского Кремля, а при Екатерине Великой, сильно урезавшей земельные владения церквей и монастырей, отошло в ведение Коллегии экономии. В 1796 году, в самом конце екатерининской эпохи, на месте старого обветшавшего храма была построена новая каменная четырехпрестольная церковь Смоленской Божией Матери с ярусной колокольней и тремя теплыми приделами. Она-то и доныне украшает старинное село.
Но хотя храм стоит здесь уже не первое столетие, сияние это совсем недавнее. После того как в 1931 году он был закрыт для верующих и подвергнут разорению, внешний вид его вызывал далеко не радостные чувства. И когда четверть века назад в нем возобновились богослужения, от первозданной красоты осталось так мало, что лишь упование на чудо утешало немногих прихожан. Время было еще довольно скудное, тем не менее в 1995 году начались реставрационные работы. С 2000-го богослужения стали постоянными, а купола над храмом засияли только четыре года назад. Внутренняя же отделка церкви и поныне не вышла из начальной стадии.
Тем не менее всякого пришедшего в Смоленскую церковь впервые ее внутренний вид приводит в изумление. Причиной тому – искусно вырезанный из дерева петух, украшающий предалтарную часть храма. Присмотревшись, чуть пониже словно взлетевшего на высокий шест петуха можно увидеть столь же искусно воспроизведенные терновый венец и бич. Тут-то и вспоминаются обращенные к апостолу Петру, уверявшему Учителя во время тайной вечери, что уж он-то никогда не соблазнится о Нем, слова Спасителя: «Прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мат. 26, 34).
Настоятель протоиерей Игорь Остаев с удовольствием рассказывает, как «залетел» в храм пернатый деревенский житель. Нашелся в селе резчик по дереву, взявшийся изготовить большое распятие для церкви. И сделал это так искусно, что сама по себе возникла мысль украсить храм еще каким-нибудь его изделием. Тут и пришла отцу Игорю мысль о петухе. Ведь всякий увидевший здесь птицу обязательно задумается о ее назначении, а разглядев венец и бич, поймет, что всякий крик петуха напоминает о его собственной духовной немощи. Ведь никто из нас не святее апостола, и за грехи каждого из нас принял Господь бичевание и крестную муку.
Украшается понемногу храм, но работы впереди еще много. Слышал я, что отец Игорь и сам принимает участие в восстановлении икон. Летом в церковь приходит много людей, осенью же храм пустеет. «Напишите о нас в газете, – сказал мне настоятель. – Пусть знают, какая красота здесь. Может, и захочет кто помочь Божиему делу». Что я и исполняю.
Епархиальная хроника. 1899 год
Село Ильинское во 2-м Корчевском округе. Церковь каменная, обширная и по архитектуре очень хорошая; особенно красива высокая колокольня. Село Ильинское – торговое, и население его, заметно, богатое; около церковной ограды устроены лавки. Приход многолюдный (более 2000 душ обоего пола) и обширный; к Ильинскому приходу относится более 20 деревень; причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Усердием местного священника (П. Думыкина) устроен хор певчих.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
Фотограф: bankgorodov.ru, Сергей ГЛУШКОВ