Родился А. А. Фадеев 24 (11) декабря 1901 г. в Кимрах. Как свидетельствует метрическая книга Покровского собора, хранящаяся в Кимрском краеведческом музее: «Родился: 11 декабря 1901 года. Крещён: 13 декабря 1901 года. Имя при рождении: Александр. Родители: Пермской губернии, Ирбитского уезда, Покровской волости, села Покровское крестьянин Александр Иванов Фадеев и законная жена его Антонина Владимировна, оба православного вероисповедания. Воспреемники: вдова Титулярного Советника Ольга Ивановна Кунц, кимрской земской больницы фельдшер Фёдор Степанов. Таинство крещения совершал: священник Александр А. А. Фадеева (третья запись сверху). Молчанов с причтом»[3]. Точная дата приезда Фадеевых в Кимры неизвестна, однако произошло это не ранее 1901 г.[4] Здесь А. В. Кунц, мать А. А. Фадеева, устраивается работать в местную больницу (впоследствии в этих корпусах разместилось психоневрологическое отделение ЦРБ, проданное в конце 2000‑х гг. в частные руки и сгоревшее в 2009–2010 гг.), отец не работал — занимался революционной деятельностью. Через несколько лет Фадеевы покидают Кимры.
Приезд Фадеева в Кимры оброс немалым количеством мифов. Воспоминания кимряков о встрече с писателем публиковались несколько десятилетий. Мы собрали и обобщили эти сведения.
Одним из первых мест, которые посетил А. А. Фадеев, стала библиотека Кимрского педагогического училища. Её заведующая, О. Смирнова, вызванная к директору, вспоминает: «[директор] — С вами хочет познакомиться писатель Александр Александрович Фадеев», и одновременно: «навстречу мне идёт высокий стройный мужчина и лично представляется, а затем говорит, что хочет познакомиться с книжным фондом библиотеки. <…> Когда подошли к букве “Ф”, он поинтересовался, как читаются его романы “Разгром” и “Последний из Удэге”. Они постоянно были на руках. Завязалась беседа. Он узнал, что роман “Последний из Удэге” в библиотеке имеется не полностью. Он обещал прислать (но получилось так, что вскоре началась Великая Отечественная война, и поэтому книгу я не получила)»[7].
В библиотеке встретился с Фадеевым и А. В. Огнёв, в дальнейшем — доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX–XXI вв. Тверского государственного университета. Огнёв зафиксировал в памяти вопрос писателя, какие его книги пользуются популярностью. Последовал ответ, что «постоянно интересуются “Разгромом”, а роман “Последний из Удэге” читают меньше»[8].
В тот же день Фадеев переправился на савёловскую сторону Кимр и посетил клуб Савёловского машиностроительного завода, где его уже (!) ожидали рабочие, инженеры и служащие предприятия.
Вопросы на этой и последующих встречах касались, в основном, литературы. «По существу это были вечера вопросов и ответов, — вспоминает А. Никитин. — Участники встреч спрашивали Фадеева, над какими произведениями работают известные прозаики и поэты — М. Шолохов, К. Федин, И. Эренбург, А. Толстой, Н. Тихонов и А. Сурков, П. Павленко и А. Твардовский, а также молодые начинающие писатели, полюбившиеся читателям»[9].
Как свидетельствуют очевидцы, Фадеев интересовался жизнью кимряков, их бытом, обходил улицы; заглянул в книжный магазин выяснить, какие книги пользуются спросом, посетил новые механизированные цеха артели «Вторая пятилетка» и обувной склад Кожпромсоюза, клуб промкооперации, где Калининский драматический театр показывал спектакль «Платон Кречет», а также Кимрский краеведческий музей, в котором экспонировались работы самодеятельных художников — пристрастно изучив экспонаты о развитии обувного промысла в регионе. Особенно привлекли писателя скульптуры, вырезанные из дерева — работы И. М. Абаляева. «Связь» с деревянными скульптурами и Фадеевым в Кимрах проявится несколько позже: в детской библиотеке города, названной его именем, появится изготовленный из дерева бюст молодого Фадеева (выполненный по фотографии) работы мастера-самоучки — А. И. Панова [11]. Ещё один бюст Фадеева, находящийся в Кимрах, выполнен И. П. Волковым [12].
Вечером писатель вместе с матерью гулял по волжской набережной (ул. Пролетарская), на которой располагалась гостиница. Впоследствии ул. Пролетарская будет переименована в Набережную Фадеева.
К Фадеевым, по воспоминаниям очевидцев, с вопросами о городе и советской литературе многократно обращались горожане; встретились с писателем председатель исполкома горсовета, а также редактор «Коллективной жизни» И. В. Плохов.
Фадеевы намеревались провести в Кимрах ещё несколько дней, но телефонный звонок из Москвы прервал «отпуск» писателя. С железнодорожной станции Савёлово он отбыл в Москву.
В 1947 г. Фадеев вновь посетил Кимры. На этот раз визит его был до такой степени неофициальным, что кимряки узнали о приезде писателя спустя годы. П. П. Дудочкин, фиксировавший в «дневниках писателя» события, связанные с литературой тверского края, не обошёл вниманием и этот факт: «…приезжал вместе с писателем Фёдором Ивановичем Панфёровым, чтобы отдохнуть денёк-другой на охоте в приволжских перелесках. Останавливались не в гостинице, а у старейшего работника юстиции Василия Семёновича Шеврыгина, <…> с которым автора “Брусков” связывала давнишняя дружба»[14].
Подтвердил это и сам В. С. Шеврыгин в беседе с краеведом В. И. Коркуновым. Действительно, Панфёров нередко приезжал к нему поохотиться. Подобных визитов было немало, в один из которых с ним был и Фадеев. Они переночевали у Шеврыгина (проживавшего в то время на ул. К. Маркса. — В. К.) и отправились на охоту в леса у д. Плешково (неподалёку от пос. Белый Городок). Спустя несколько дней вернулись в Кимры, после чего отправились в Москву [15].
О другом неофициальном визите Фадеева рассказал местный старожил Н. Бельведерский, которому, в свою очередь, большую часть истории поведал коллега по работе А. Барабанов. События эти относятся к 1951 г., когда Бельведерский вместе с Барабановым возвращались домой после дневной смены на фабрике «Стахановец». Дальнейшее цитируем по очерку В. И. Коркунова:
«На углу улиц Шевченко и Некрасова они остановились возле закусочной, в простонародье называемой пивной. <…> В то время как А. Барабанов убеждал приятеля посетить торговую точку, где можно было не только опрокинуть в рот стаканчик вина, но и перекусить, возле них остановилась легковая машина марки “Победа”. Из неё вышел незнакомый седовласый мужчина и направился в закусочную. А. Барабанов на этот раз не смог убедить приятеля посетить закусочную, и они разошлись.
В пивной А. Барабанов волею случая оказался за одним столиком с незнакомцем, который угостил его бокалом вина и кружкой пива. Незнакомец был доброжелателен и разговорчив. Заметив, что его собеседник-кимряк слегка захмелел, он попросил шофёра подвезти того до дома. Сидя в кабине “Победы”, А. Барабанов всю дорогу допытывался у водителя, кто же этот незнакомец. Шофёр только отмалчивался. Но когда приехали к указанному месту, коротко обронил: “Это писатель А. Фадеев, ваш земляк”. А. Барабанов только ахнул и поспешил вслед за уходящей машиной в надежде застать своего недавнего собеседника, но не успел»[16].
Других свидетельств о визитах А. А. Фадеева в Кимры на сегодняшний день нет.
Несколько лет спустя жизнь писателя трагически оборвалась на его даче в Переделкино, когда он 13 мая 1956 г. покончил жизнь самоубийством.
На похороны земляка из Кимр отправилась делегация, состоящая из именитых горожан, представителей интеллигенции и партийной
верхушки города. Их воспоминания хранятся в краеведческом музее города Кимры.
В номере газеты от 25 декабря 1971 г., в двух небольших сообщениях под общим заголовком «В честь писателя-земляка», говорилось об открытии 23 декабря мемориальной доски А. А. Фадеева на здании городской гостиницы, сопровождавшемся митингом и праздником улицы Набережная Фадеева [17] (вторая мемориальная доска, с барельефом, выполненная художником и скульптором Ю. Ф. Кузнецовым, была установлена на здании гостиницы «Чайка» спустя порядка двадцати лет. — В. К.).
20 апреля 1972 г. по инициативе горкома ВЛКСМ детской библиотеке г. Кимры было присвоено имя А. А. Фадеева. С течением лет в ней собирались предметы и тексты, объединённые «фадеевской» темой, например, появившийся в 1984 г. портрет писателя. Долгие годы в местных газетных материалах, посвящённых А. А. Фадееву, факт наличия портрета умалчивался, не было никакой информации о его происхождении, дате создания и художнике. Автор исследования обратился к директору Детской библиотеки им. А. А. Фадеева М. Шустровой с просьбой поднять накладные за 1970‑е и 1980‑е гг. для того, чтобы отыскать информацию о покупке портрета. Через некоторое время искомый документ был найден.
Однако информации о художнике и о месте изготовления портрета в накладной не было. Нам удалось уговорить библиотекарей снять портрет со стены и внимательным образом его исследовать. Как и следовало ожидать, на задней стороне полотна находилась искомая информация, которую мы сейчас вносим в кимрское «фадееведение»: автором картины являлся некий В. И. Иевлев, а сам портрет изготовлен на комбинате Живописно-оформительского искусства ЛО Художественного фонда РСФСР, в Ленинграде. Дата принятия портрета художественным советом комбината — 7 декабря 1983 г.