СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ, МЫ ПРОДЛЕВАЕМ БУДУЩЕЕ

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Город Кимры находится в ста километрах от Москвы, расположен на обоих берегах великой Волги, центр занимает красивое место впадения в неё реки Кимрка. Несколько веков назад вся территория была вотчиной близких к царскому дому знаменитостей. А в селе Кимра жили крепостные крестьяне, почти не занимавшиеся хлебопашеством и выращиванием зерновых культур, ведь Волга с «водяным ходом» в значительной степени способствовавшая выживанию. По главному торговому пути Руси следовали караваны судов мимо Кимры в столицу. Бывало, барки останавливались у села и на пристань сходили деловые люди закупить товар на ярмарке. А кимряки ловили рыбу, торговали. Каждый дом славился рыбными ловцами или портными, калашниками и плотниками, шерстобоями, горшешниками, овчинниками и мясниками.

С 1546 года село уже было известным, считалось центром сапожников. Со времен Петра I кимрская обувь начала проникать во многие русские города и села. На ярмарку со всей округи съезжались для продажи своих изделий тысячи обувных мастеров, а купцы, приобретя товар, развозили обувь во все концы страны. Кимряки выполняли заказы и военного ведомства. Солдаты Кутузова, разгромившие армию Наполеона, маршировали по парижским улицам в кимрских сапогах. В 18-19 веках сапожничество получило широкое распространение.


Из экспозиции кимрского краеведческого музея

Из экспозиции кимрского краеведческого музея

В Кимре одной ярмарки в году уже было мало, стали проводить две, а каждую неделю народ еще и спешил на субботние торги. В такие дни сапожники даже на базарной площади не сидели без дела, пока к их новой обуви приценялись покупатели, они занимались ремонтом старой, которую приносили жители. Кимряки – народ предприимчивый, решительный - в 1847 году всей вотчиной, свыше 3 тысяч человек, выкупились у последней владелицы – графини Юлии Самойловой. Кредит, взятый на откуп, не испугал бывших крепостных, они стали больше набирать заказов и работать, привлекая наёмный труд. В конце 18 века на Кимрской земле уже был не промысел, а капиталистическая мануфактура. Купцы и изготовители вывозили обувь на базары в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, в города Украины, Кавказа, Туркестана и даже за границу – в Лондон.

ДЕРЕВЯННЫЙ МОДЕРН

Облик села был необычным даже для тех времен. Доходы от работы «на дому», торговля в крупных городах России и поездки за рубеж позволяли богатым жителям приглашать специалистов строителей для возведения зданий подобно тем, что видели за пределами земли Кимрской. Да и владельцы села во времена расцвета России немало вкладывали средств на строительство великолепных соборов, церквей (приглашали даже архитектора из Италии), а также особняков. Кимрские улицы застроены красивыми необычными для российской глубинки деревянными и каменными зданиями. В центре города сохранилась часть ансамбля купеческой застройки 19 – начала 20 века. Среди архитекторов бытует термин: «Кимрский модерн». Благодаря сапожному промыслу и модерну Кимры получили широкую известность. С 1917 года село переименовано в город, и оправдывало название «сапожной столицы». Кимрский краеведческий музей располагает уникальной коллекцией обуви разных времён, изготовленной местными мастерами. Сотрудниками музея собраны многочисленные свидетельства, в которых отмечены заслуги сапожников на российском уровне, а также за рубежом.

О СОЗДАНИИ ФОНДА

Кимрскую землю прославили не только сапожники, но и известные люди: 11 Героев Советского Союза, кавалер ордена Славы 3 степеней, 4 Героя социалистического труда, трижды Герой социалистического труда, заслуженные артисты, учителя, врачи, работники культуры, транспорта, строительства, легкой и текстильной, пищевой промышленности, физической культуры. Все они – гордость края. Их заслуги помнят и ставят в пример молодежи.

Из поколения в поколение кимрякам передаётся уникальное наследие, которое воспитывает в жителях города любовь к своей малой родине и развивает традиции. Они давно заметили, наследие не получившее высокого развития, перестает быть культурой и, в конечном счете, прекращает свое существование. А культура, являясь общим достоянием людей, если соблюдалось условие её сохранения, переходит следующим поколениям. Не каждый житель за время, отведённое ему на земле, успевает освоить и перевести в свой внутренний мир всё прекрасное, что оставляют предки. Поэтому неравнодушные жители Кимр выступают за сохранение наследия, и несколько лет назад инициировали создание благотворительного фонда. Их поддержала администрация города и депутаты. 29 февраля 2012 года «Благотворительный фонд "Кимрское культурное достояние» был зарегистрирован.

ПЕРВЫЕ В РОССИИ

Сбор денежных пожертвований на установку памятника сапожнику начался несколько раньше. Новый фонд объявил конкурс, а администрация утвердила место установки монумента. Выполнить скульптуру выпала честь архитектору Самвелу Сардаряну. В том же 12-м году Кимры стал первым российским городом, где установлен памятник сапожнику. В церемонии его открытия принимали участие губернатор Тверской области Андрей Шевелев, председатель Законодательного Собрания региона Андрей Епишин, жители и гости города.

ЗА СОХРАНЕНИЕ

На Кимрской земле есть памятники архитектуры российского, регионального и местного значения. В области созданы учреждения, которые стоят на страже русской культуры, но без участия жителей культурное достояние сохранить трудно. В цели БФ «Кимрское культурное достояние» входит не только сохранение исторических памятников, но популяризация культурных ценностей, творческого мастерства и самодельных промыслов кимряков, живущих на земле одного из малых городов России.

КИМРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ С УСПЕНСКОЙ ЯРМАРКОЙ

2 сентября в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии на площади перед храмом Вознесения Господня прошел 3 Международный православный фестиваль «Мы славяне» с Успенской ярмаркой.

Цели мероприятия:

Поддержать православную культуру, расширить дружеское общение, привести к новым знакомствам, содействовать творческому и туристическому развитию города и сельских поселений. Фестиваль – не состязание, он дает возможность большему числу жителей региона и гостям принять участие в ярмарке со своим товаром; продемонстрировать творческие способности; раскрыть миссионерский потенциал православной славянской культуры.

В фестивале «Мы славяне» принимают участие лица независимо от возрастной категории, исполнительского «стажа» и уровня мастерства, соблюдающие условие фестиваля – православная славянская культура. Жанр, направление, стиль музыкальных произведений могут быть не только фольклорными.

Кимрского фестиваля «Мы – славяне»
Людмила Антипова
© 2012 - 2017 Благотворительный фонд "Кимрское культурное достояние" - Город Кимры.ru
Все логотипы и торговые марки на сайте являются собственностью их владельцев.
Главная » Дизайн G&G Студия